Муж-гуляка из белого золота

В руках мужнин сапог и увесистое дитя. Житье-бытье бабенки, конвоирующей до хаты перестаравшегося со стопкой кормильца, вряд ли было сладким. Хотя личико у горемыки больно уж аппетитное, как кремовая розочка. Такова уж она, фарфоровая пластика — придает любому сюжету привкус праздничного торта. Далеко не пасторальное семейство красуется на афише выставки «Фарфоровая жизнь», что открыта до 3 февраля в Ярославле, в Митрополичьих палатах, на Волжской набережной, 1.

Здесь можно увидеть около 150 редчайших фигурок из «белого золота» из частной коллекции. Произведены они на знаменитой фабрике Франца Гард­нера. Прежде чем открыть ее в 85 верстах от Москвы, в Вербилках, обрусевший английский купец много поездил по России: от Соловков до Сибири, выискивая особую глину для фарфора. Лучший вариант он нашел в уже знакомой ему Малороссии — на Черниговщине, так называемую «глуховскую». Гарднер дал обещание завалить империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную, например, мейсенский фарфор. И слово свое сдержал.

Героями скульптур, которые не покрывали глазурью, чтобы придать натуралистичность образам, стали представители всех сословий и профессий. За изображение «уличных типов» ее еще называли передвижнической. «Дразнящиеся мальчики», «Девочка и мальчик примеряют отцовскую шапку и рукавицы» — детские образы очень любили. С 1870 года на заводе выпускалась серия фигурок, выполненная по цветным литографиям книги «Этнографическое описание народов России» Паули. Эти литографии можно увидеть в экспозиции. А также литературные образы. Например, серию скульптур «Мертвые души». Или фарфоровую анималистику.

Один из излюбленных мотивов — изображения собак. Некоторые имели ритуальное значение. Так, табакерки в виде мопсов служили знаками принадлежности к масонской ложе «Ордена мопсов». Довольно точно воспроизведены и наряды крестьянок Калужской, Рязанской, Воронежской губерний.

Незадолго до революции предприятие перешло во владение знаменитого фарфорового дома Кузнецовых, а потом было национализировано и стало называться «Дмитровский фарфоровый завод». Советская власть требовала бодрости, поэтому производился агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заем тракторизации». Но это, как говорится, уже совсем другая песня.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page