Роспотребнадзор всерьез взялся за отравителей

Надзорное ведомство предлагает применять уголовную ответственность к тем, кто кормит нас некачественной едой

Речь идет о повышении ответственности всех руководителей и сотрудников общественного питания за соблюдение санитарно-эпидемиологический норм. Законопроект предлагает наказывать не только рублем, но и реальными уголовными наказаниями всех тех, кто игнорирует существующие правила изготовления, хранения, транспортировки и продажи продуктов.

 В сопроводительной записке к документу отмечается, что «с 2012 года наметилась тенденция к росту выявления фактов нарушений санитарно-эпидемиологических требований сфере оказания услуг общественного питания населению… Хозяйствующим субъектам, виновным в совершении правонарушений, выгоднее уплатить административный штраф, чем устранить выявленное нарушение… Отсутствует повышенный уровень ответственности за совершение преступлений в этой сфере».

 Все верно. Историями массовых отравлений в школьных столовых и в лагерях отдыха детей, на свадьбах в ресторанах и во время праздничных корпоративов пестрит весь интернет. Вот лишь некоторые из таких случаев: 19 октября 2013 года в одной из школ Ики-Бурульского района Калмыкии некачественной едой отравились 44 школьника. На следующий день — 20 октября в городе Апатиты Мурманской области в школьной столовой отравились 20 детей. Через два дня — 22 октября более 120 учащихся и два преподавателя одной из школ города Перми отравились, попробовав борщ и котлеты, в которых специалисты Роспотребнадзора впоследствии обнаружили палочки сальмонеллы. Это данные только за одну неделю!

 Начало череды новогодних корпоративов тоже омрачено сообщениями о массовых отравлениях. В Сунтарском районе Якутии Роспотребнадзор закрыл кафе на турбазе «Тещин язык», где после праздничной вечеринки 29 декабря десятки человек оказались на больничных койках с диагнозом «острая кишечная инфекция».

 А в Сургуте, что в Ханты-Мансийском автономном округе, такая беда постигла участников сразу двух корпоративов — в городском культурном центре и в Доме культуры «Премьер». Более 60 человек почувствовали себя плохо, 28 человек врачи положили в стационар на лечение. Говорят, что закуски в обоих случаях готовили в одном из местных кафе.

 И вот теперь Роспотребнадзор предлагает кардинальные меры борьбы с отравителями. В пояснительной записке отмечается, что нововведения направлены против юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с оказанием услуг общественного питания. Конечно, ответственность наступает только в том случае, если эта деятельность привела к тяжким последствиям.

 За нарушение санитарных требований в местах общественного питания штраф для ответственных граждан предлагают увеличить с 1,5 тысяч до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц — с 3 тысяч до 20 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей материальная ответственность вырастет в 10 раз: с нынешних 3 тысяч рублей до 30 тысяч. Штраф для юридических лиц за антисанитарию в кафе, ресторанах, барах и столовых должен возрасти с 30 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.

 Карать рублем будут и тех, кто мешает проверкам надзорных органов. Граждане, оказавшие сопротивлением инспекторам, заплатят штраф в 3 тысячи рублей. Ответственность должностных лиц за это правонарушение будет еще суровее, не 4 тысячи рублей штрафа, как сейчас, а 10 тысяч рублей. Юрлицам штрафы за препятствование деятельности надзорных органов предлагают увеличить с 10 тысяч рублей до 35 тысяч.

 А вот за игнорирование правил обращения с продуктами питания, если это привело к угрозе безопасности здоровья и жизни граждан, предлагается лишать свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет. За это деяние могут приговорить и принудительным работам на срок до 5 лет, могут и оштрафовать на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или на сумму заработной платы или иного дохода на период до 3 лет.

Между тем, по информации самого Роспотребнадзора отечественные продукты, оказывается в 2,5 раза вреднее импортных. Судя по результатам проверок ведомства за 2013 год, опасные для здоровья вещества содержатся в 3,7% импортных товаров, а некачественные российские продукты, способные вызвать отравление, занимают 9,2% объема рынка. Это касается и рыбных, и молочных, и мясных изделий.

 Почему же так получается? Эксперты говорят, что совершенно нетерпимая ситуация сложилась из-за отсутствия координации в работе многочисленных надзорных ведомств, несовершенства и чрезмерной либеральности действующего законодательства, большого объема черного и серого рынков продуктов питания и столкновения сугубо материальных интересов отдельно взятых регионов.

 Ветеринарная служба России сейчас разделена как бы на два уровня: общефедеральную – Россельхознадзор, который подчиняется министерству сельского хозяйства, и ветеринарные службы 83 субъектов Федерации.

 Как рассказал помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко, надзорный орган, несмотря на то, что это федеральная служба, весьма ограничен в своих правах. Обнаружив нарушения в качестве продукции, он может лишь оповестить о выявленных недостатках региональные ветеринарные службы того субъекта, где этот товар был произведен.

 Эти ветеринары напрямую зависят от благожелательного расположения руководства области, республики или края. «Ветеринарные службы стараются поддерживать предприятия, их действия зачастую продиктованы экономикой региона, ведь службы формируются губернаторами, – объясняет Алексеенко. – А единая система контроля была утрачена в 2011 году».

 В итоге все надзорные службы действуют по принципу «кто в лес, кто по дрова». «Они раздроблены, и самое страшное, что каждая из них сама за себя», – утверждает заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.

 Даже стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов отличается по отдельным регионам в десятки раз. В Брянской области это 3,25 рубля, а в Белгородской – 461 рубль за бумагу. Рекорд поставила ветеринарная служба Санкт-Петербурга, которая в начале нынешнего года взяла и увеличила стоимость оформления с 51 до 393,2 рубля, на 670%. Почему важно об этом упомянуть? Да потому, что общая стоимость оформления ветеринарных документов в России составляет около 30 миллиардов рублей в год! Понятно, что эти деньги добавляются ветеринарами, производителями и продавцами к цене продуктов питания и в конечном счете изымаются из кошельков потребителей.

 «Для регионов это превратилось в бизнес-процесс, который в том числе формирует бюджет ветеринарной службы субъекта РФ. Это одна из причин бесконтрольного установления тарифов со стороны местных властей», – утверждает Синельников.

 С такой оценкой согласен и председатель «Рыбного союза» Сергей Гудков. «Ветеринарный контроль вроде бы есть, но он малоэффективен, поскольку большая часть специалистов из 32 000, задействованных в этом процессе, занимается не контролем, а переписыванием сведений из ветсвидетельства в ветсвидетельство. При этом в 90% случаях это просто дробление партий на более мелкие части для их перемещения, и только в 10% случаев требуется полноценная экспертиза», – говорит Гудков.

 Все защитники продовольственного рынка хором утверждают, что всерьез заниматься проверкой качества продуктов питания мешает Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По этому документу проверять предприятия, где производят продовольственные товары, можно только раз в три года, да и то с предварительным уведомлением. Понятно, что такой надзор превращается в полную профанацию.

 Помочь делу могла бы система сквозного контроля, позволяющая запечатлеть движение продукта по всей цепочке: поле – переработка – прилавок. Эксперты говорят, что таким образом можно узнать, где выращивали животное, чем кормили, как лечили, а также условия транспортировки и хранения мясного или рыбного полуфабриката.

 «На этикетке много не напишешь, да это и не нужно, когда, просканировав специальный штрихкод, можно автоматически узнать всю информацию», – рассказывает Синельников.

 И такая технология уже разработана и готова к применению. Называется она «Государственная информационная система «Меркурий». Но для ее повсеместного внедрения нужен приказ Минсельхоза, который обязал бы ветеринарные службы регионов работать только с ней. Документ не могут подписать четыре года.

 «То, что приказ до сих пор не вышел, отнюдь не злая воля Минсельхоза, – говорит заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. – Этому идет колоссальное сопротивление на всех уровнях».

 «Все уровни» – это не только региональные «царьки», готовые за откаты от недобросовестных местных производителей закрывать глаза на откровенные безобразия, но и серый бизнес – браконьерские рыба и морепродукты, сознательно создаваемая неразбериха с закупками и переработкой в мясной и молочной отраслях.

 Однако в Россельхознадзоре надеются, что скоро ситуация изменится в лучшую сторону. «Буквально на днях нас поддержали Минпромторг и Минэкономразвития, – рассказывает Власов. – Комиссия Таможенного союза, в свою очередь, всегда поддерживала внедрение электронной системы. Есть хорошие шансы, что ее запустят не только в России, но и по всей территории Таможенного союза».

По материалам сайта www.km.ru

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page