Депутат Ярославской областной думы Борис Немцов в своем «Живом журнале» в Интернете выступил с разоблачением по его мнению коррупционных сделок во время строительства олимпийских объектов в Сочи.
«Намедни Путин сказал, что коррупции на Олимпиаде практически не было: «Я пока таких серьёзных коррупционных проявлений не вижу, но вопрос, связанный с завышением объёмов строительства, есть. <…> Но это такие рабочие моменты, это не коррупция». Я решил помочь Владимиру Владимировичу и предложить ему разобраться с самым дорогим объектом самой дорогой Олимпиады. Объект этот — совмещенная дорога Адлер-Красная поляна, протяженностью 48 километров. Ответственный за строительство — президент РЖД господин Якунин.
Стоимость строительства этого участка, по данным РЖД, 264 млрд рублей. Все деньги государственные: более 240 миллиардов — это бюджет России, остальное — деньги госкомпании РЖД. Цена километра дороги 5,5 млрд рублей. (Для справки: километр якунинской дороги — больше чем бюджет всего дорожного фонда Ярославской области на целый миллиард).
Генеральными подрядчиками стали группа компаний «СК Мост» и УК «Трансюжстрой». Первоначальные, как, впрочем, и последующие работы по прокладке трассы были переданы этим компаниям без всяких конкурсов, тендеров и прочих «глупостей». Читаем сочинское издание «Сочи-24» от 16 марта 2010 года. Издание со ссылкой на газету «Ведомости» пишет об отчете РЖД, где раскрываются детали олимпийских контрактов компании: «Долгосрочный контракт на 25 миллиардов рублей получил „УСК Мост“, на 29 миллиардов УК „Трансюжстрой“. Контракты отданы без конкурса, говорит собеседник „Ведомостей“ в РЖД…».
Обе компании тесно связаны с руководством «Российских железных дорог». СК «Мост» с Якуниным, а «Трансюжстрой» с Олегом Тони, замом Якунина по строительству в ОАО «РЖД» и членом правления компании. СК «Мост» знаменита тем, что без всякого конкурса указом президента Медведева получила подряд на строительство моста на остров Русский стоимостью около 1 млрд долларов.
Всем, кто имеет хоть мало-мальское отношение к строительству известно, что, получив генеральный подряд без конкурса, компании контролируют все денежные потоки на протяжении всего строительства.
Итак, главный вывод: приближенные к Якунину компании получили право на освоение бюджетных и государственных средств на сумму более 260 млрд рублей без конкурса.
Ну как вам, коррупция это или нет?
И последнее, в отношение превышения цены. В докладе «Зимняя Олимпиада в субтропиках» мы подробно сравнивали стоимость строительства якунинской дороги с ее зарубежными аналогами. Сравнивали детально стоимость мостов, тоннелей, железнодорожного полотна. Исходя из среднемировой стоимости строительства 1 километра тоннеля в 126 млн долларов, а стоимости мостов — 115 млн долларов за 1 километр, цена дороги Адлер-Красная поляна должна быть 6 миллиардов долларов, а у РЖД в ценах 2012 года оказалась 9 миллиардов долларов.
3 миллиарда долларов — это, как выражается Путин, «превышение цены», и сдается нам, что связано оно с распилами и откатами.»