Ярославская дума без прикрас и макияжа

Ярославская областная Дума торжественно отметила свое двадцатилетие. Были фанфары, награды, речи, много красивых и пышных слов. Однако далеко не все депутаты разделили пышные эпитеты и оценки. Один из них- известный ярославский политик, шесть раз подряд избиравшийся в областной орган законодательной власти Александр Цветков.

Папондопуло отдыхает!

Так сложилось, что мне довелось быть областным депутатом всех созывов, начиная с 1990 года (тогда это был еще Совет народных депутатов) и потому имею возможность сравнить то, что было, с тем, что стало. Увы, но сегодня о многом приходится сожалеть!

Вот вам, как говорится, первый пипец. Вновь избранная Дума свою работу начинает, естественно, с распределения руководящих постов. И наши единороссы прямо со старта показывают себя во всей красе. В парламенте прошлого, пятого, созыва из 22 должностей члены фракции «ЕР» забрали себе 19! В их числе посты спикера, всех трех его заместителей, всех без исключения председателей постоянных депутатских комиссий. Такого даже их старшие товарищи по партии из ГосДумы РФ себе не позволили. Ничего подобного не было и в последнем областном Совете народных депутатов, впервые избранном в 1990 году на альтернативной основе, где ряд комиссий возглавляли представители оппозиции, а заместителем председателя Совета Александра Веселова был представитель демократической общественности, пришедший сюда из технологического института Юлиус Колбовский. Теперь все это в прошлом, что в очередной раз подтвердило метод распределения постов в нынешней Думе, избранной 8 сентября 2013 года. В руках единороссов как по мановению волшебной палочки оказались должности председателя Думы и всех его заместителей, а также всех без исключения руководителей депутатских комитетов, число которых партия власти непонятно зачем увеличила еще на три единицы, создав дополнительные высокооплачиваемые должности по сути для своих партийных единоверцев.

Глядя на все это политическое свинство, волей-неволей и вспоминаешь приснопамятного развеселого бандита Папондопуло из «Свадьбы в Малиновке». Тот эпизод, где он с собратом по бандитскому ремеслу делил награбленное добро: «Это мое!», «Это тоже мое!», «Это снова мое!», «Это опять мое!». Вот теперь уже не в киношной Малиновке, а в нашем почти демократическом Ярославле получилось так, что благодаря политическому монополизму «ЕР», административному ресурсу, обману, подкупам, бесчисленным нарушениям и подлостям, под единороссами при рейтинге их партии, не превышавшем и двадцати процентов, оказались 80 процентов депутатских мандатов региональной Думы и все до одного руководящие думские посты?! Вспоминаю, как почти год назад губернатор С.Н.Ястребов рассказывал мне о своем намерении пролоббировать инициативу, по которой должность одного из заместителей спикера Думы предназначалась бы представителю оппозиции. Ну и где этот представитель в думском руководстве? Вот и верь после этого ярославскому губернатору с его, простите, «девичьей» памятью…

Диктовать или договариваться?

Несмотря на то, что в последнем областном Совете нас, демократических оппозиционеров, было меньшинство, но и тогда, на сломе коммунистической эпохи, нам удавалось достаточно часто доказывать свою правоту и проводить решения, которые ломали консервативные традиции, доставшиеся в наследство от старых времен. Тогдашнее прокоммунистическое большинство с мнением оппонентов считалось куда больше, чем сейчас это делает партия власти «Единая Россия». Сегодня единороссы зачастую предпочитают диктовать оппонентам свою волю, а не договариваться и искать компромиссы. Правда, порой и в такой ситуации удавалось выходить на нужные людям решения. Так, хоть и с большим трудом, мы сумели пробить весной 2010 года, когда до небес взметнулись платежи в ЖКХ, рассмотрение комплекса вопросов, связанных с жилищно-коммунальным сектором, работой управляющих компаний, тарифами, ОДН и прочими подобными прелестями. Тогда после жарких дискуссий было принято взвешенное и полезное для наведения порядка в этой сфере решение, хотя и менее жесткое и решительное, чем мы предлагали. Но так наши споры, к сожалению, заканчивались далеко не всегда.

И еще — в начале 9О-х годов, был своеобразный налет политического романтизма: многие депутаты Совета, как и большинство их избирателей, наивно верили, что изменить жизнь к лучшему удастся достаточно быстро, и старались, как могли, приблизить это время. В орган законодательной власти они шли не за хорошей зарплатой для себя, любимых, не для лоббирования интересов своих фирм и преумножения собственных богатств, а на самом деле для защиты народных интересов. За свою работу абсолютное большинство из них не получало ни копейки! Я, к примеру, на освобожденную основу перешел лишь семь лет спустя после того, как впервые стал депутатом. А ныне? Не успеют обзавестись депутатским мандатом, как тут же пишут заявление о переходе на работу в Думе на постоянной основе, то есть за ежемесячную плату в десятки тысяч рублей. Таких в пятидесятиголовой Ярославской Думе уже больше тридцати. Среди них были замечены и долларовые миллионеры, не стеснявшиеся получать из вечно дефицитной госказны бюджетную зарплату.

«Отличается» проединороссовская ярославская Дума и грандиозными скандалами, которые сотрясают её всё последнее время. Никогда прежде вокруг членов областного парламента одномоментно не поднимался столь мощный вал всевозможного дерьма с отвратительным криминальным запашком, как ныне! Речь о недоплаченных казне умопомрачительных суммах налогов, об обманутых на миллионы рублей поставщиках продукции, о незаконной, как считают в Следственном комитете РФ, выдаче депутатом-банкиром А.Лебедевым кредитов на сотни миллионов рублей, о незаконном совмещении депутатства на профессиональной основе (то есть работы в Думе за деньги) с занятием бизнесом. И, что самое поразительное, — попав под огонь критики еще в прошлом думском созыве, ряд «героев» громких скандалов снова рванули к депутатским мандатам. Ну как тут не вспомнить поговорку про танки, которые грязи не боятся. Эти, конечно, никакие не танки, а так — мелочь пузатая, главная забота которой — набить собственный бездонный карман. Но что касается грязи, то поговорка не в бровь, а в глаз — грязи они точно не боятся…

Рабочих и инженеров сменили миллионеры

В рядах депутатов Совета 1990 года были рабочие и рядовые инженеры ярославских предприятий, сотрудники институтов, юристы, работники бюджетной сферы, журналисты, активно и бескорыстно защищавшие таких же простых жителей Ярославщины. Их не надо было загонять на заседания — они их никогда не пропускали! Но пришли другие времена, когда для того, чтобы победить на выборах понадобились огромные деньги, и эти настоящие народные слуги без всяких кавычек вынуждены были отойти в сторону. Потому что своих денег на дорожавшие раз от раза избирательные кампании у них не было, а финансовые и промышленные воротилы на честных и бескорыстных, неподкупных и непродажных, служащих не им, а простому народу, ставки не делают по определению. Вот и стали исчезать их ярославской Думы как класс рабочие, инженеры, рядовые врачи, учителя и ученые. На их места пришли коммерсанты, промышленные генералы, всевозможные начальники и просто богатые люди, иные из которых могут позволить себе выбросить на избирательную кампанию и по десять, и по двадцать миллионов рублей!

Полезно сравнить последний областной Совет и нынешнюю Думу и по такой нравственной категории как обычная человеческая смелость и готовность занимать принципиальную позицию, не считаясь с тем, кто тебе в данный момент противостоит. В августе 1991 года в дни путча ГКЧП мы, 15 демократически настроенных депутатов, не испугались вполне реальной угрозы подвергнуться репрессиям и выступили против гэкэчэпистов с призывом «Путчистов — под суд!». Позднее — в середине 90-х годов — ярославские парламентарии, не испугавшись возможных последствий, потребовали от тогдашнего президента Б.Ельцина, явно не справлявшегося полноценно со своими обязанностями, добровольно уйти в отставку. Дума следующего созыва направила федеральным властям жесткое требование убрать с поста министра здравоохранения и социального развития казавшегося непотопляемым и всемогущим, ненавистного народу М.Зурабова.

А какую же смелость демонстрирует нынешний депутатский корпус? В 2010 году, когда в очередной раз дико взметнулись тарифы на тепло, электричество, газ и коммунальные услуги, мы предложили Думе принять официальное обращение к тогдашнему премьер-министру В.Путину с призывом ограничить аппетиты оборзевших монополистов. Но думское проединороссовское большинство даже не включило этот наиважнейший вопрос в повестку заседания! Как можно беспокоить такой неприятной бумагой самого Путина?! А ну как потом по шапке дадут, что допустили подобное? Самое смешное состоит в том, что в ходе последних президентских выборов тот же Путин самолично именно к этому — ограничению роста тарифов процентом инфляции — и призывал! Так чего же дрожали?

В Думах предыдущих созывов мы неоднократно проводили решения о признании работы исполнительной власти по конкретным направлениям неудовлетворительной! Нынче же ничего подобного не припомню, хотя проколов и просчетов у чиновников при губернаторах Вахрукове и Ястребове вряд ли стало меньше, чем было прежде. Скорее даже наоборот — больше! Одно то, как эти смышленые ребята загнали область в долговую двадцатимиллиардную яму, чего стоит! А чего стоила история с единороссовским противодействием нашим предложениям по включению в план работы контрольно-счетной палаты проверок использования огромных бюджетных средств, выделявшихся на подготовку к тысячелетию Ярославля! Мы-то своего все равно добились. Но наши оппоненты показали себя во всей красе. Кстати, в этом вопросе они гнули ту же линию и потом. Именно «ЕР» заблокировала рассмотрение на думской сессии вопроса о тратах двух с лишним десятков миллиардов казенных рублей на подготовку к тысячелетию Ярославля. И попытку включить в план работы контрольно-счетной палаты проверку эффективности использования средств областного бюджета на закупку медицинской техники зарубили они же. Спрашиваем: кого боитесь и кого прикрываете? В ответ молчание либо непонятные и невразумительные оправдания.

Про дисциплину и говорить нечего. Снова сравнение не в пользу нынешней ярославской Думы. Ни одно заседание старого Совета народных депутатов или его комиссий не было сорвано из-за неявки законодателей. А вот многие депутаты Думы последних созывов (преимущественно «промышленные генералы» и крупные коммерсанты из фракции «Единая Россия») не считали зазорным прогуливать заседания. Нужны конкретные фамилии? Пожалуйста: Александр Князьков (во времена своего депутатства — главный исполнительный директор «Ярославнефтеоргсинтеза», а ныне — первый заместитель губернатора и председатель областного правительства), Василий Билоха — начальник Северной железной дороги и т.д. и т.п. Отмечу также, что многие из единороссовских парламентариев, даже являясь на заседания, сидели там свадебными генералами. Словно воды в рот набравши, как партизаны на допросах, молчали годами, самоубийственно демонстрируя свою «заинтересованность» в решении проблем Ярославской области и ее жителей.

Для нас «провально», для них- «нормально»?!

Важная составляющая деятельности законодательного органа — взаимодействие с исполнительной властью. Думе прошлого созыва пришлось работать с двумя губернаторами. Первым был С.Вахруков. Нас никак не удовлетворяла его реакция на критику действий чиновников, которые нередко вызывали обоснованные и серьезные сомнения. Красноречивый пример с исполнением областной целевой программы совершенствования онкологической службы. На её реализацию вахруковской командой было выделено в четыре с лишним раз меньше средств, чем планировалось при принятии этого важного для всего населения Ярославской области документа. В результате программу фактически сорвали! Безобразие, да и только: ведь до сих пор не построен предусмотренный ею новый хирургический корпус, а закупленная за границей за двести с лишним миллионов рублей радиотерапевтическая система для облучения раковых больных пролежала на складе без пользы для дела больше полутора лет?! Судить за такое надо было виновных. На одной из сессий Думы говорю Вахрукову: признайте, что эту нужную ярославцам программу (область входит в первую «черную» десятку России по смертности от этого заболевания) провалили. Он в ответ: «Онкопрограмма нормально реализована»?! Для нас «провально», для него «нормально»! Вот и получалось, что мы порой разговаривали с чиновниками как бы на разных языках. А такого, как я понимаю, у людей ответственных, компетентных, болеющих за дело душой быть не должно! Но хорошо, что хоть в последнее время дело со строительством нового хирургического комплекса на десять операционных для областной онкологической больницы сдвинулось. По моей просьбе им лично занялся губернатор С.Н.Ястребов. Обратился с соответствующим ходатайством о финансовой поддержке проекта стоимостью полтора миллиарда рублей к президенту В.В.Путину и тот наложил положительную резолюцию для Минздрава РФ с перспективой включения его в федеральную адресную инвестиционную программу.

И с борьбой с коррупционным злом полно вопросов. После длительных споров наша Дума, как известно, приняла закон о противодействии коррупции. При этом мы пробили создание областного антикоррупционного Совета. Но то, как Вахруков сформировал его, кого туда наделегировал (туда была включена даже никому не известная своими успехами на поприще борьбы с коррупционерами победительница конкурса красоты!?), нас во многом не устроило. Как не устроило и то, как включались депутаты в конкурсные комиссии по государственным закупкам товаров и услуг. Таких закупок в год в области делается примерно на двенадцать миллиардов рублей. Это огромная сумма и мы вовсе не уверены, что используется она эффективно, что тут кое-кто не греет свои алчные и загребущие ручонки. Мы потребовали, чтобы исполнительная власть привлекала для работы в конкурсных комиссиях по проведению торгов депутатов — для контроля. После препирательств чиновники вынуждены были с этим согласиться. Но что-то мы не слышали, чтобы законодателей включали в комиссии, где решается судьба закупок не на несчастные несколько миллионов, а на сотни миллионов и миллиарды рублей. Никакими депутатами и не пахло в конкурсных комиссиях, проводивших скандальные аукционы на реконструкцию Московского проспекта, улично-дорожной сети Ярославля, сооружение концертно-зрелищного центра («Подарка Путина») при подготовке к 1000-летию города и закупкам печально знаменитых на всю страну дорогущих компьютерных томографов.

Много чего стоит и затеянная при Вахрукове эпопея со строительством, так называемых, технопарков. Читал отчет контрольно-счетной палаты области о том, как использовались выделенные на это бюджетные миллиарды, и волосы вставали дыбом. Но до сих пор нет ни одного уголовного дела. Так и хочется задать правоохранителям с законоблюстителями сакраментальный ваопрос: доколе? Не пора ли виновных присадить на скамью подсудимых?

Впрочем, у нас было немало и других поводов для критики. Вахрукову стоило почаще одергивать своих чиновников с их подчас нескромными инициативами и идеями, вроде изготовления губернаторских символов с драгоценными металлами и драгоценными камнями, строительства губернаторских резиденций для приема заезжих гостей, закупками иностранных лимузинов престижных марок, привлекать к реальной ответственности тех, кто разбазаривает бюджетные деньги и халтурит, использует набивший оскомину административный ресурс в ходе избирательных кампаний. Но создавалось впечатление, что к критике он относился весьма болезненно, депутатский корпус не особенно и жаловал, а тот откровенно побаивался его резко критиковать. С приходом в Белой дом С.Н.Ястребова атмосфера в Думе стала вроде бы свободней и раскрепощенней, а депутатской критики руководства исполнительной власти больше. Однако, увы и ах, проку от нее больше не стало! Московский назначенец Ястребов, во многом случайно оказавшийся на губернаторской должности, зачастую предпочитает пускать ее мимо ушей.

Глотнуть бы снова свежего воздуха

Новому ярославскому парламенту, который был избран 8 сентября 2013 года (хотя эти выборы больше напоминали спецоперацию по захвату законодательной власти одной политической силой), я бы пожелал больше принципиальности и самостоятельности, а депутатам — почаще вспоминать обещания, которые они давали ярославцам во время выборов. А то смотришь на иных молчунов, которые никак не сподвигнутся хоть раз открыть рот, и никак не можешь взять в толк — зачем хоть они сюда рвались? Что касается того, двадцатичетырехлетней давности Совета народных депутатов, с которым мы в этой публикации сравнивали нынешнюю Думу, то это был как бы глоток свежего воздуха перемен, которого ныне многим (увы!) катастрофически не хватает. Тем, кто ныне «правит бал», возможно, предпочтительнее оставить все как есть. Так им спокойнее и лучше. В том числе для их собственного кармана. Но лучше ли это народу?

 Вместо постскриптума

Не могу взять в толк: с чего это вдруг решили отмечать двадцатилетие областного органа законодательной власти? Если говорить о точке отсчета нового времени в работе регионального парламента, то, наверное, уместнее было бы взять за нее 1990 год, когда впервые областной Совет народных депутатов был избран на альтернативной основе, с реальной конкуренцией и участием кандидатов от различных политических сил, в том числе и демократических. Именно с того областного Совета на Ярославщине началось движение к демократизации законодательной власти, ее самостоятельности и приближении к народу. И не его вина в том, что после преступного расстрела в октябре 1993 года ельцинским режимом Верховного Совета страны, его полномочия, как и в других регионах России, были досрочно прекращены. Сменившая же его в 1994 году Государственная Дума области была, на наш взгляд, лишь смутным подобием Совета народных депутатов с сильно усеченными властными полномочиями, которые в соответствии с так называемой поэтапной конституционной реформой «царя Бориса» тут же были узурпированы властью исполнительной, то есть разлюбезными нашими ярославскими чиновниками! Примечательно, что именно тогда по их команде областной орган законодательной власти был вынужден переехать из Белого Дома, где находился Совет, в старое, приходившее в негодность здание Облисполкома. Ну а исполнительная власть, воспользовавшись удобным случаем, тут же въехала в прежнее здание Совета. Узурпация значительной части властных полномочий, как видим, была немедленно подкреплена еще и мелочным меркантильным интересом ярославской чиновной верхушки.

Александр Цветков, депутат областного Совета народных депутатов (1990-1993 гг.), Думы области 1-5 созывов, председатель комитета Ярославского регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», лауреат премии Союза журналистов РФ

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page