Бюджет в тумане

В комитетах Ярославской областной думы идет яростное обсуждение областного бюджета на будущий 2015 год. На заседании думы 21 ноября дума должна принять бюджет в первом чтении, то есть утвердить ее так называемые основные параметры – доходы, расходы и дефицит.
Проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов отличается от бюджетов за последнее время тем, что есть необходимость резко сократить его дефицит, то бишь разницу между планируемыми доходами и запланированными расходами. Все последние годы этот дефицит догоняли почти до 15 процентов, а недостающие средства покрывали за счет кредитов в банках или выпуска долговых облигаций. Нынешняя и грядущая ситуация в стране такова, что из федерального правительство пришли жесткие требования: в 2015 году по дефициту бюджета не выходить за пределы 10 процентов, а на 2016 год регионы и вовсе должны запланировать бездефицитный бюджет. Кроме того, есть требование по внутреннему госдолгу не выходить за пределы 50 процентов от собственных доходов.
Второе для Ярославской области особеноо трудно выполнимо: собственные доходы на следующий год составят около 50 миллиардов рублей, а госдолг области уже превышает 28 миллиардов рублей. Если же эти требования не выполнить, то правительство грозится обрезовать финансирование из федерального бюджета по госпрограммам, а также откажет в частичном замещении дорогих коммерческих банковских кредитов на бюджетные.
Проектом областного бюджета, разработанного правительством Ярославской области, доходная часть на 2015 год предусмотрена в размере 55 млрд. рублей, из которых 50 миллиардов – это собственные доходы и 5 миллиардов – поступления из федерального бюджета. Рост доходной части запланирован  8–9 процентов к уровню 2014 года. Основные статьи налоговых поступлений: НДФЛ – 13,9 миллиарда (рост 10 процентов к 2014 году), поступления от акцизов – 13,56 миллиарда, налог на прибыль организаций – 12,46 миллиарда, налог на имущество организаций – 5,7 миллиарда, ЕНВД – около 800 миллионов (рост 9 процентов к 2014 году).
Чтобы выполнить условия федерального правительства,  дефицит областного бюджета первоначально заложили всего лишь 4 процента, запланировав расходы на уровне 57 млрд. рублей. Это меньше расходов бюджета в нынешнем 2014 году — 62 млрд. рублей, из которых 8 миллиардов составляют поступления из федерального бюджета.
Экономит в расходах правительство области за счет сокращения, почти на 2.5 миллиарда рублей, финансирования по статьям «образование», 1 миллиарда на здравоохранении и 900 миллионов сэкономить на социальной помощи населению.
После слушаний проекта бюджета в комитетах, с учетом пожеланий депутатов, было все же решено увеличить дефицит бюджета еще на 2 процента, доведя его почти до 3 миллиардов рублей. Точная сумма была оглашена сегодня на заседании профильного бюджетного комитета. Она выражается интересной цифрой 2 999 990 202 рубля. Доходы утверждены в сумме 54 957 113 тысяч рублей, расходы в сумме 57 957 103 тысячи рублей
Впрочем, по неоднократным заверениям директора областного департамента финансов и заместителя губернатора Анатолия Федорова, уменьшение финансирования по самым социально значимым статьям будет компенсироваться выделением денег в виде различного вида финансовой помощи бюджетам муниципальных образований. На сколько, Анатолий Павлович предпочитал не уточнять, каждый раз ссылаясь на то, что подробное рассмотрение областного бюджета по направлениям расходов будет приниматься позже, после утверждения бюджета в первом чтении.
Впрочем, депутат Борис Немцов, въедливо проанализировал полторы тысячи страниц  финансового документа и выяснил, что дополнительные дотации муниципальным образованиям едва составят 1,2 миллиарда, то есть никак не компенсируют сокращение расходов.
— Экономия на детских завтраках составит около 260 миллионов рублей. По каким еще статьям правительство области собирается урезать финансирование здравоохранения и образования? — упорно в который раз добивался ответа Немцов. Не получив в очередной раз ответа, Борис Ефимович стал утверждать, что финансирование зарплаты бюджетникам в бюджете-2015 предусмотрено далеко не на весь год и пригрозил проинформировать Дмитрия Медведева о том, что правительство области предоставило недостоверный бюджет.
Аудитор Контрольно-счетной палаты Андрей Волков, проверявший бюджет на соответствие законодательным нормам, сообщил, что по выводам КСП доходы и расходы областного бюджета запланированы исходя из достоверных расчетов. Правда, расчеты эти основываются на благоприятном прогнозе развития экономики Ярославской области. А вот обоснованность этого прогноза можно поставить под сомнение. Аудитор КСП также указал на некоторые существенные нарушения в проекте бюджета. В частности формирование расходов областного бюджета проводилось по так называемому программному принципу, а представленная информация об этих программах не позволяет сопоставить их показатели и показатели областного бюджета. Иными словами, трудно точно выяснить из каких источников будет идти финансирование, на какие цели будут тратиться деньги. Кроме того обнаружились и программы, которые вовсе не предусмотрены в бюджете.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page