Сбербанк и Почта России пока гребут в одну сторону

почта 1В Ярославской областной думе прошел круглый стол по вопросам работы отделений «Почты России» и Сбербанка в муниципальных образованиях Ярославской области. Необходимость проведения совещания вызвана огромным количеством жалоб из сельских районов области на работу этих двух структур.

Количество отделений этих социально значимых структур – почты и сбербанка — на селе за последние годы серьезно сократилось, а потому жители не могут отправить и получить корреспонденцию, снять деньги с зарплатных карт, оплатить коммунальные услуги.
«Проблема доступности социальных услуг никуда не уходит, они необходимы, чтобы на селе была полноценная жизнь. Как только в населенном пункте прекращает свою работу банк, почта, дом культуры, на селе в ближайшей перспективе можно ставить крест. Возвращать обратно жизнь становится крайне тяжело, а зачастую нереально», — отметил заместитель председателя думы Илья Осипов.
Микляиха, Фоминское, Туношна, Ивняки, Заволжское, Артемьевское сельское поселение и еще десятки названий. Во многих даже крупных населенных пунктах есть проблемы с доступностью почтовых и банковских услуг. Где-то требуется ремонт помещения, где-то не хватает сотрудников, низкая зарплата у работников почты, где-то нужно обновить оргтехнику и велосипеды почтальонам, где-то нужно установить банкомат.
Как доложил руководитель Ярославского областного управления ФГУП Почта России Иван Сорока, сегодня сеть стационарных отделений по Ярославской области составляет 428 единиц, из них более трехсот расположены в сельской местности. Почти двести отделений нерентабельны.
По словам Сороки причина нерентабельности в том, что почтовые тарифы регулируются государством: «Мы оказываем услуги по тарифам, установленным законом и федеральными органами власти. От заморозки почтовых тарифов за пять лет мы получили 150 миллионов рублей убытков. Кроме того, за последние 10 лет объем исходящей корреспонденции рухнул в пять раз. Наши затраты на содержание 250 нерентабельных отделений – 6 миллионов рублей в месяц, накопленный убыток перевалил за миллиард рублей».
Представители сельских поселений в ответ отмечали, что часто отдают  для работы отделений связи муниципальные помещения, за которые почта не платит арендную плату, и, тем не менее, ведомство все равно ссылается на убыточность и нерентабельность. При этом зарплаты работников почты ниже некуда. Был приведен пример: в Артемьевском сельском поселении Тутаевского района зарплата почтальона – 3 800 рублей, начальника почтового отделения – 5 500 рублей.
Начальник Ярославской почты на это традиционно ответил, что зарплаты почтовых работников устанавливаются единообразно по всей стране а руководство ведомства предоставляет своим сотрудникам возможность зарабатывать на предоставлении дополнительных услуг. Именно потому в почтовых отделениях сейчас продаются различные товары народного потребления и продукты питания. На это собравшиеся представители из районов заметили, что в почтовых отделениях предлагаются к продаже все что угодно – скороварки, соковыжималки, стиральный порошок, тушенка и сгущенка, но зато порой там отсутствуют почтовые открытки и конверты, марки. А качество продаваемых продуктов питания вызывает опасение, поскольку они хранятся без холодильников в сомнительных условиях.
Работа передвижных пунктов связи, которые начали активно внедрять в области пару лет назад в качестве передового достижения, тоже вызывает много нареканий. Появляются они в селах редко и ненадолго, кроме того, в эти контейнеры не могут зайти люди, ожидающие своей очереди, и в непогоду и мороз пенсионеры вынуждены стоять на улице.
У Сбербанка работа филиалов также завязана на рентабельность. «В Ярославской области в сельских поселениях расположены 56 внутренних подразделений банка. Из них 34 – рентабельные, 19 – убыточные, — говорит Александр Заваруев, представитель ярославского Сбербанка.
У Сбербанка есть и еще один «железный « аргумент – помещения филиалов должны соответствовать строгим нормам безопасности и защищенности. Это касается не только помещений для работы отделений Сбербанка, но и для установки банкоматов и терминалов. Вот в поселке Мокеевское Ярославского района администрация поселения выполнила все предписания Сбербанка, а банкомат все равно не установлен. Представители Сбербанка ссылаются на то, что в случае попытки взлома банкомата и срабатывания тревожного сигнала, охранная структура должна добраться до места не позже, чем за 15 минут. А перед Мокеевским есть железнодорожный переезд, на котором можно застрять. Представители Сбербанка также говорили о том, что при установке банкоматов и платежных терминалов учитывается вся та же рентабельность – надо чтобы на счетах населения в данной местности было не менее 50 миллионов рублей (что для сельской местности практически нереально), а количество операций через устройства составляло не менее 4 тысяч в месяц.
Но почему то все эти строгие требования и непреодолимые обстоятельства Сбербанк не учитывает, когда активно внедряет в бюджетных и коммерческих организациях проекты по переводу зарплат на электронные карты Сбербанка. То же касается и пенсионных проектов. В результате 1,5 тысячи жителей Мокеевского, 2 тысячи жителей Туношны-городка и тысячи жителей многих других населенных пунктов, по инициативе Сбербанка снабженные «пластиком», теперь ни деньги снять с карт не могут, ни в магазине расплатиться, ни коммунальные услуги оплатить.
— Вопросы накапливаются, проблемы надо решать системно. Это должна быть дорога с двухсторонним движением, — подчеркивает Илья Осипов. — Низкая рентабельность банкомата – это не ответ. Сотрудники Сбербанка и Почты России должны со своей стороны искать пути повышения рентабельности и идти навстречу населению.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page