Развитие аэропорта «Туношна» — еще одна попытка

Туношна2Cегодня в Ярославской областной думе в очередной раз обсуждали стратегию развития аэропорта «Туношна». Тема далеко не нова. Как отметили собравшиеся, за последние годы планов и проектов было разработано около десятка, а вот их реализация каждый раз буксует.

На этот раз проект представлял бывший депутат облдумы, а ныне заместитель председателя правительства области по экономике Михаил Крупин. Он занялся этой темой с марта нынешнего года, после того как возглавил экономический блок исполнительной власти.
Михаил Крупин сообщил, что в основе проекта лежит инвестиционная идея создания в Туношне транспортно-пересадочного узла, обслуживающего Центральный федеральный округ, Московский регион и города туристического маршрута «Золотое кольцо». Этот узел должен будет объединить 4 вида транспорта – воздушный, автомобильный, железнодорожный и водный, и перетянуть на себя от 5 до 10 % пассажиропотока транспортного узла московского региона, составляющего 77 млн. пассажиров в год. Следовательно, помимо развития аэропорта и реконструкции аэровокзального комплекса, рядом планируется строительство автовокзала, речного вокзала и железнодорожного вокзала. Михаил Крупин отметил, что «Туношна» — единственный аэропорт в России, расположенный непосредственно у водной транспортной артерии, и этим преимуществом необходимо пользоваться. А со строительством речного вокзала особых трудностей не будет, причальная стенка на Волге есть. Идея строительства железнодорожного вокзала, по словам Михаила Львовича, получила одобрение на недавно состоявшейся конференции по развитию железнодорожного транспорта, и ОАО «РЖД» готово взять на себя финансирование. Средства на строительство авто- и речного вокзалов, а также реконструкцию пассажирского терминала в аэропорту, строительство транспортно-логистического центра и центра бортового питания должны поступить за счет привлечения частных инвестиций.
Вообще, поиск частного инвестора или инвесторов – один из краеугольных камней проекта. В качестве таковых рассматриваются группы компаний «Ростех», РЕНОВА, Базэл, которые развивают бизнес в этом направлении и владеют активами региональных аэропортов России. Эти же стратегические инвесторы имеют сформированную сеть авиаперевозчиков, что также будет способствовать увеличению пассажирских и грузовых перевозок. По планам к 2020 году пассажиропоток через «Туношну» должен увеличиться до 90 тыс. пассажиров в год, развиваясь в направлениях – Сочи, Симферополь, Архангельск, Воркута, Воронеж, Липецк, Пенза, Екатеринбург (сейчас пассажирские рейсы осуществляются только в Санкт-Петребург»). Это позволит «Туношне» занять место в двадцадке крупнейших пассажирских аэропортов страны.
По грузоперевозкам планируется к этому же сроку занять место в десятке (сейчас «Туношна» на 15-м месте).
Доклад Михаила Крупина депутаты назвали чрезмерно оптимистичным и все же пожелали правительству области реализовать проект хотя бы частично. Иван Парамонов выразил надежду, что руководство экономического блока исполнительной власти пришло всерьез и надолго, и в конце означенного срока Михаил Крупин сможет лично отчитаться о выполнении намеченных планов.
Депутат Андрей Крутиков заметил, что несмотря на обилие ранее разработанных концепций и ежегодные обсуждения, правительство области каждый раз саботирует работу по развитию «Туношны» и поинтересовался, когда область собирается выделить 1 млрд рублей, необходимых для реконструкции взлетно-посадочной полосы. Пока область не заложит средства на софинансирование, невозможно добиваться выделения 2,3 млрд рублей на эти цели из федерального бюджета.
Из ответа Михаила Крупина следовало, что до того, как будет найден заинтересованный стратегический инвестор, закладывать бюджетные деньги на реконструкцию взлетно-посадочной полосы не следует. По мнению Крупина, реальные сроки, когда можно будет говорить о заключении соглашения – это октябрь-ноябрь 2015 года.
Многие депутаты тоже отмечали, что вопрос развития аэропорта ставился неоднократно, но областное правительство каждый раз уклонялось от конкретных шагов. Поэтому депутаты настаивают, что персональную ответственность за реализацию концепции должен нести либо сам председатель регионального правительства Александр Князьков, либо один из его заместителей.
— Мы неоднократно рассматривали этот вопрос. Но даже не могли получить внятный ответ от правительства: нужен или не нужен аэропорт области, — заметил председатель комитета по экономической политике Александр Кучменко.
Депутаты рекомендовали правительству создать областную целевую программу по развитию аэропорта, сформировать конкретный план мероприятий по получению адресных средств из федерального бюджета на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Все это необходимо сделать до 1 сентября 2015 года, чтобы заложить финансирование в бюджет. Уже в этом году для мероприятий среднесрочного развития аэропорта может потребоваться 32,8 миллионов рублей, и более 300 миллионов — в следующем году.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page