Виктор Рогоцкий: Лишь бы не усугубить проблемы в сфере ЖКХ

РОгоцкийС 1 июля, согласно решению правительства, в России будут повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги – на оплату электроэнергии, газа, тепла, воды, в целом на 8.7 процента по отношению к прежним платежам за коммунальные услуги. Какие еще изменения ждут нас в этой сфере? С этим вопросом мы обратились к известному российскому энергетику, члену Совета Федерации от Ярославской области Виктору Рогоцкому.
— Государственная дума России в первом чтении еще в декабре 2013 года приняла закон об усилении ответственности потребителей по неплатежам за потребленные энергоресурсы. Предусматривается, что эта ответственность будет значительно усилена. Так за каждый день просрочки оплаты жилищно-коммунальных услуг теперь придется платить не 1/300 ставки рефинансирования, утвержденную Центробанком (сейчас эта ставка 11.5 процента), как раньше, а 1/130. То есть в годовом исчислении это будет уже достаточно близко к тем процентам, под которые выдаются кредиты в банках. Принятие закона во втором и третьем чтении по решению совета Госдумы от 18 июня 2015 года перенесено на более поздний срок – реально на осеннюю сессию. Мы в Совете Федерации ждем этот закон уже более года, чтобы быстрее разрубить этот «гордиев узел».
— Виктор Викторович, не слишком ли это жестко по отношению к нашему населению, которое и так ощущает с конца прошлого года падение своих доходов?
— Ну, во-первых, 98 процентов наших граждан очень даже исправно оплачивают коммуналку, поэтому им бояться совершенно не стоит.. Пени же к должникам будут начисляться не сразу, а с 31-го дня просрочки. То есть у людей остается время для маневра. А во-вторых, эта мера направлена прежде всего против тех, кто считает, что за жилищно-коммунальные услуги можно платить в последнюю очередь, в сущности, кредитуясь по льготной ставке у тех же энергетиков. И вообще, это решение больше предназначено для повышения дисциплины предприятий и учреждений, ведь львиная доля долгов перед ресурсоснабжающими организациями – четыре пятых – это именно долги крупных плательщиков.
— А может быть, заморозить рост тарифов ЖКХ хотя бы до 17 года, как недавно предложили федеральной власти волгоградские законодатели?
— Во-первых, это предложение несовместимо с нынешней рыночной экономикой. Существует объективная реальность – инфляция, а она за последний год достигла значительных размеров. Да и экономический кризис еще не закончился. Главное же в том, что происходит постоянное изнашивание сетей, оборудования, водопроводного, энергетического, их надо непрерывно менять, а то и модернизировать, чтобы качество нашей жизни не падало. Если остановить этот процесс хотя бы на год или два, с энергетикой произойдет так же, как с тем ветхим и аварийным жильем, о котором мы с тоской говорим уже много лет, его с каждым годом меньше не становится, наоборот. И никакие капитальные ремонты не помогут. Ведь до приватизации жилья населением государство и муниципалитеты должны были привести эти квадратные метры в нормальное состояние, чтобы передать их людям. Но пошли по другому пути: побыстрее все скинуть.
И сейчас без существенных вливаний государства эту проблему не решить. Ремонты страшно дорогие. И дай бог, если с 15-20 домов мы наберем нынешних взносов с граждан на нормальный капитальный ремонт лишь одного дома.
— Виктор Викторович, планируются ли какие-либо изменения в отношении выплат за общедомовые нужды, злосчастные ОДН?
— Буквально вчера Совет Федерации одобрил и направил президенту Российской Федерации федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс и в некоторые другие законы. В них говорится и об оплате ресурсов на общедомовые нужды. Закон переводит оплату за ОДН по электроэнергии из коммунальной услуги в жилищную.
— Что это значит для нас, простых ярославцев, и вообще граждан страны? В чем смысл этого перевода?
— Закон предусматривает включение платы за общедомовые нужды в состав платы за жилищную услугу.Отдельные его положения кардинально меняют сложившийся порядок взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Увы, они могут привести к серьезным нарушениям прав граждан, добросовестных управляющих и ресурсоснабжающих компаний, а также к негативным последствиям для государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения.
Существенных мер, направленных на фактическое снижение объема коммунальных ресурсов, используемых на ОДН и, соответственно, сокращения затрат граждан на их оплату, закон не предлагает. Наоборот, эти изменения могут привести к негативным последствиям и усугубить существующие в сфере ЖКХ проблемы. К таким выводам единогласно пришли участники «круглого стола» на эту тему, проведенного 27 октября 2014 года нашим комитетом СФ по экономической политике. Рекомендации были представлены и в правительство и в Госдуму.
Участники «круглого стола» сочли, что возникает риск роста совокупных расходов людей на жилищно-коммунальные платежи. Теперь величина расходов граждан на ОДН будет зависеть не от величины фактического потребления коммунальных ресурсов, используемых на ОДН , а от размера норматива, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом, как ни странно, больше всех пострадают жильцы тех энергоэффективных многоквартирных домов, где проведены энергосберегающие мероприятия по снижению ОДН
Анализ действующих в регионах нормативов показывает, что риск роста расходов граждан на услуги ЖКХ существует примерно в половине субъектов Российской Федерации, где установленные нормативы превышают средний фактический расход коммунальных ресурсов на ОДН.
Возникает необходимость переоформления прав граждан на льготы (субсидии) по оплате жилищных и коммунальных услуг. Это должно быть учтено в местных и региональных бюджетах на 2016 год. А для этого не позже ноября должны быть отработаны и утверждены подзаконные акты, предусматривающие порядок реализации нового подхода к начислению платы за ОДН.
Хорошего от предлагаемых изменений не ожидают управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. В тех же регионах России, где нормативы на ОДН установлены на заниженном уровне, у этих организаций возникнут негативные последствия, вплоть до их банкротства, так как на них предлагается возложить все расходы на оплату «сверхнормативного» ОДН. При этом источник компенсации таких расходов не определен. Серьезно обеспокоены этим и ресурсоснабжающие организации, которые прогнозируют значительный рост неплатежей за поставленные ресурсы.
На основании этого я предложил продолжить работу над законом и с учетом результатов мониторинга устранить его недостатки, наверное, и с учетом этих моих замечаний.
Вообще, считаю и предложил это на заседании Совета Федерации, что оплата жилищно – коммунальных услуг должна дифференцироваться в зависимости от качества жилья. Так люди, проживающие в аварийном и ветхом жилье должны иметь при оплате ЖКУпонижающий коэффициент (например-0,5). А кто живет в комфортном и элитном жилье, – повышающий коэффициент. Это будет хоть как-то терпимо для одних и не слишком обременительно для других.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page