Земляческие склоки

склокиВ Рыбинске состоялось общее отчетно-выборное собрание членов известной в городе общественной организации «Землячество мологжан». Общим это собрание можно назвать условно, поскольку на нем хотя и выбирали правление, но некоторых членов этой организации почему-то не пригласили. Видимо, амбиции, и финансовые интересы нынешнего руководства «Землячества мологжан» превыше памяти предков и выстраданной идеи о возрождении Мологской земли.
РАСКОЛ БЫЛ ОЧЕВИДНЫМ
Недопонимания мологжан между собой впервые возникли лет 10 тому назад. Тогда землячество погрязло в ссорах и скандалах. Многие несведущие люди недоумевали: как же так, люди объединены, вроде бы, между собой трагедией потери общей родины и затопленными могилами предков, и живут они сегодня, в общем-то, тем, что пытаются увековечить память этого ушедшего края.
Но, как оказалось, не все мологжане думают одинаково и не все, как кажется, желают возрождения Мологской земли.
А именно, некоторые члены землячества, еще тогда 10 лет назад всячески пытались привлечь внимание правительства РФ к сохранению памяти о Мологской земле и решению проблем водохранилища. Писали во властные инстанции письма: требовали восстановить храмы на побережье водохранилища, создать туристско-рекреационный комплекс на территории Брейтовского и Некоузского районов, сделать на месте города Мологи насыпь и на ней построить храм или часовню. Некоторым членам Землячества эти идеи почему-то не нравились, и, когда 5 февраля 2008 года мологжане вновь собрались на свое общее собрание, раскол организации на две неформальные группировки стал очевиден.
Главным идейным вдохновителем мологжан всегда был Николай Макарович Алексеев. Незадолго до своей смерти он входил в команду сторонников Галины Михайловны Бобковой, мологжанки, правнучки последнего главы города Мологи Василия Манькова. Галина Михайловна как раз из тех, кто активно ратовал и ратует за возрождение Русской Атлантиды. Бобкова всегда делала много для Мологского края. Благодаря ей в Брейтово на берегу водохранилища в 2002 году была построена Богородице-Никольская часовня в память о затопленных святынях, был создан Мологский музей в Мяксе, и восстановлено несколько храмов в Брейтовском и Некоузском районах. При поддержке Галины Бобковой издано 14 книг и снято 5 документальных фильмов о погубленной территории и перспективах ее развития и возрождения. Однако такая активность вологодской предпринимательницы нравилась и нравится далеко не всем мологжанам – ее землякам. Почему? Здравомыслящим людям непонятно. Может быть потому, что «Землячество мологжан», судя по слухам, получает неплохую спонсорскую помощь от ОАО «РусГидро» на веселые поездки на теплоходе в Мологу, а Бобкова активно ратует за снижение уровня Рыбинского водохранилища, о чем собственно 43 года мечтают мологжане, но чего не желает «РусГидро».
Видимо, поэтому «Землячество мологжан» не пригласило Галину Михайловну на состоявшееся недавно свое отчетно-выборное собрание.
Не пригласили мологжане и соратников Бобковой, например, Дмитрия Коновалова, автора нескольких книг о Мологском крае, в частности книги «Мологжане». Видимо, нынешнее засидевшееся правление землячества боится или завидует активности молодых и целеустремленных. Чего боится? Тоже непонятно.

МОЛОГЖАНЕ ЗА ПОНИЖЕНИЕ РЫБИНСКОГО МОРЯ
В 2012 году исполнилось сорок лет с того дня, как раскиданные историей и известными трагическими событиями мологжане впервые собрались все вместе и вспомнили свою затопленную родину. С тех пор «Землячество мологжан» начало свое фактическое существование. Тогда же впервые была озвучена мысль и идея возрождения Мологи как административной единицы, и даже были предложения понизить Рыбинское море, а на осушенной территории возродить затопленный город.
За годы своего существования мыслей в «Землячестве мологжан» о возрождении Мологи было много, но самой популярной, особенно среди пожилых переселенцев была, и, по всей видимости, остается – спустить море, а на осушенной возвышенности, где когда-то стоял город построить хотя бы часовню. Проектов на эту тему, в том числе при участии «Землячества мологжан», было разработано очень много. Чего только стоит презентованный два года назад проект архитектора Ксении Шаховской «Возрождение Мологи». Этот проект предполагает понижение уровня Рыбинского водохранилища на четыре метра, до 98 метров по балтийской шкале измерений, именно таковой был изначальный проект рукотворного моря, разработанный учеными в 1937 году. Многие тогда присутствующие на презентации мологжане были растроганы проектом Ксении Шаховской до слез.
О желании понизить уровень Рыбинского водохранилища мологжане говорили давно, и рассуждали на эту тему много. А уж, сколько издали они по этому поводу литературы – не счесть. Вот, буклет изданный «Землячеством мологжан» три года назад, в котором есть фраза: «Вот сейчас скажи, что море спустили, все, решительно все на карачках бы поползли в Мологу. Только, чтобы увидеть хоть глазком».
Много мологжанами про то было написано стихов и песен, в том числе такие строки: «А мне бы в Мологу, туда, где родился, По улицам тихим пройти не спеша».
Более того, осенью 2013 года «Землячество мологжан» издало книгу своего старейшего члена правления, к сожалению не так давно нас покинувшего краеведа Геннадия Корсакова «Моя затопленная родина». В этой книге, Геннадий Иванович, как член правления «Землячества мологжан», значит, как официальное лицо организации на странице 385 пишет:
«Возможно снижение подпорного уровня до 8 метров. Такая величина предлагалась во время строительства, но была отвергнута под предлогом недопустимости изменения грандиозного проекта «путем урезки». А ведь при таком уровне даже ГЭС продолжает вырабатывать энергию, только в меньшем количестве. … На таком водохранилище затихнут штормы, исчезнут мелководья, будет больше мест для рекреационных целей. Таких мест может быть еще больше, в том числе, с прекрасной рыбалкой, если в водоизбыточных местах прокопать каналы».
В фильме Николая Макарова «Раскинулось море широко» тоже немало размышлений и мечтаний мологжан о понижении уровня Рыбинского моря.
Вадим Иванович Гускин, старейший мологжанин, член «Землячества» с самых первых дней его существования множество раз говорил о необходимости и желательности спуска Рыбинского моря. Но, к сожалению Гускин два года назад умер. Но его слова остались в анналах истории, навсегда запечатленные в книгах, газетах и на кинолентах.
Идею о понижении Рыбинского водохранилища «Землячество мологжан» вынашивало 40 лет. И вдруг…
И ПРИШЕЛ В ПРЕДСЕДАТЕЛИ БЛАТОВ
Несколько лет назад председателем «Землячества мологжан» была Надежда Константиновна Солнцева, но после смерти Николая Макаровича Алексеева основателя Рыбинского музея Мологского края, она сложила с себя полномочия руководителя организации. Ее место заняла Марина Борисовна Сивушкина бывшая учительница и дочь известной по кинохроникам мологжанки Марии Ивановны Кувшинниковой. При Марине Сивушкиной о «Землячестве мологжан» и его и деятельности практически не было слышно, лишь изредка в СМИ проскальзывала информация об очередных скудных и скучных собраниях. Правда, Марине Борисовне стоит отдать должное, она взялась председательствовать лишь потому, что больше возглавлять организацию было некому. Ну не Николаю же Новотельнову, которому недавно исполнилось 90, и не Вадиму Гускину которому тоже было к 90. И потому Марина Сивушкина тянула организацию сама как могла. На свои деньги сдавала отчеты, обзванивала людей, проводила мероприятия. А рядом сидел в ее заместителях Валентин Николаевич Блатов, за счет землячества дважды избиравшийся членом общественной палаты Ярославской области.
Про Валентина Блатова можно написать не одну книгу. Начнем с того, что он человек очень близкий к областным чиновникам, ведь его племянник Вячеслав Юрьевич Блатов много лет был заместителем губернатора — сначала Лисицына, потом Вахрукова.
Валентина же Блатова в узких олигархических кругах знают как опытного арбитражного управляющего – банкротчика промышленных и иных предприятий. За годы своей работы Валентин Блатов обанкротил их десятки. Мы не будем сейчас рассказывать о том, как он был арбитражным управляющим ОАО «Авиация Ярославля», Угличский часовой завод «Чайка», Рыбинский МУП «Восток» и так далее и тому подобное. Кстати, когда Блатов банкротил ОАО «Тула-уголь» он участвовал в праймериз «Единой России» по выборам кандидатов в Государственную думу РФ.
Вообще Валентин Блатов человек, несмотря на преклонный возраст довольно активный, но в Рыбинске не особо известный – понимает, что особого авторитета здесь ему зарабатывать не на чем, да собственно и незачем – на восьмой десяток уже. Но все-таки это не мешало ему быть по совместительству членом общественной палаты Ярославской области и соруководителем «Землячества мологжан» и исправно получать спонсорскую помощь от ОАО «РусГидро – Каскад верхневолжских ГЭС».
У МОЛОГЖАН ОДНО, У БЛАТОВА ДРУГОЕ
И вот когда Марина Сивушкина все-таки рассталась с креслом председателя, главой «Землячества мологжан» стал Валентин Блатов. С самого начала его председательства в землячестве стало происходить что-то совсем непонятное. Но остановимся лишь на одном – на том, что главенствующая все годы своего существования организации идея понижения уровня Рыбинского моря перестала таковой быть. Идея имела право на свое существование в умах членов землячества. Тем более, что эта идея, мечта выстраданная сотнями мологжан, годами планов и проектов. А тут вдруг Валентин Блатов на каких-то слушаниях или конференции заявляет: «Общественная организация «Землячество мологжан» проект спуска или частичного понижения уровня Рыбинского моря не поддерживает»!
Как же так? – возмутились многие из членов «Землячества мологжан». – Блатов заявляет от имени организации то, о чем членов организации не спросил. Да, вполне возможно было решение правления, но такие вопросы нужно выносить на общее собрание и спрашивать всех путем голосования. А на отчетно-выборные общие собрания блатовское землячество всех не приглашает.
НАД МОГИЛАМИ СВОИХ ПРЕДКОВ
Почему Блатов против давно выстраданной мечты мологжан о возрождении на осушенной территории города Мологи? Говорят, что «Землячество мологжан», получает спонсорскую помощь от ОАО «РусГидро» — то есть от гидроэлектростанции, которой не выгодно понижение уровня моря. На эти тридцать сребреников мологжане каждый год ездят на теплоходе до Мологи, пьют там вино, играют на гармошке и поют песни.
Над могилами своих предков…
Правда из старых мологжан, именно родившихся в затопленной Мологе ездит немного. Говорят, что ездят все свои да наши…
Настораживает и прыть Валентина Блатова, его активность. Он разъезжает, чуть ли не по всей стране, и выступает на всевозможных слушаниях, то в Москве, то в Рыбинске, то в Борке, то в Ярославле и по поводу и без повода рассказывает про то, что некие силы хотят море слить. А где они эти силы и кто их видел?
Политикой Валентина Блатова недовольны многие. Но, как говорится, он председатель и ему за то отвечать не только перед мологжанами, но и перед Богом и своими предками. Известно, что род Блатовых древний и очень много его пращуров жило на Мологской земле и было много их там похоронено – бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек, и множество иной родни Валентина Блатова, могилы и прах которых покоится под водами Рыбинского водохранилища. И не стыдно ли ему перед живыми и мертвыми за такую свою позицию?
Наверное, нет. Потому что Блатов снова стал председателем «Землячества», поэтому, видимо и не пригласил всех членов на свое избрание.
Евгений РОСТОВЦЕВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page