Накануне вынесения приговора мэру Евгению Урлашову – версия журналиста

урлашов 1Этой небольшой статье ровно три года. Она пылилась в памяти моего компа невостребованной. А тут я натолкнулся на нее — и решил выставить. Она посвящена теме ареста Урлашова. И не стал ее публиковать по целому ряду причин, главная из которых заключалась в том, что содержала слишком мало конкретных фактов из дела “народного мэра Ярославля”. Много я не знал и не мог знать, и писал, опираясь больше на свою интуицию, чем на документы. И это меня остановило. А теперь, когда в августе начнут оглашать приговор Урлашову, решил свою старую работу  предложить ЗК. В ней, конечно, много того, что противоречит вновь открывшимся фактам, но я ничего править не стал. Пусть будет документом 2013 года. Свидетельством настроений первых дней после ареста Урлашова. Думаю, не только моих.

Павел НИКИТИН.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Алло, господин Прохоров!

Между скандалом, вызванным арестом мэра Ярославля Евгения Урлашова, и давней историей с выносом ксероксной коробки из Белого Дома в Москве есть общее. Похоже, суть в обоих случаях не столько в деньгах, сколько в политической борьбе, накануне выборов.

ПРЕСТУПНИК ИЗОБЛИЧЕН!

Ярославского мэра задержали ночью по пути домой, взяв в кольцо омоновцев, будто речь шла о захвате вооруженного до зубов преступника. Только рассвело — из МВД стали вылетать новости с оперативностью CNN. Первой появилась копия аудиозаписи разговора ярославского градоначальника с каким-то бизнесменом: мэр требует с бедолаги деньги. (Впервые сталкиваюсь с такой пламенной страстью следствия поделиться ключевой информацией из только что родившегося уголовного дела!).

Не успели горожане отойти от шока, как новая душещипательная история: дочь мэра в ходе обыска пыталась вынести из дома полмиллиона долларов, но злоумышленница попалась, и деньги изъяты! Затем еще — подчиненные мэра, «причастные к покушению на взятку» задержаны и «изобличают своего шефа». Позже в сети и на ТВ показали ролик, в котором, мэр берет что-то завернутое в газету и кладет к себе в портфель. Текст, сопровождавший видеоматериал, окончательно дорисовывал хищный, алчный облик ярославского градоначальника: «это еще одно преступление, совершенное мэром — получение взятки». Взятка была совершена ранее, когда именно не уточнялось, но сумма называлась- 500 тысяч рублей. Чувствуете, какая уникальная возможность предоставлена гражданам держать руку на пульсе операции по изобличению и поимке преступника? Любоваться картиной развития событий в режиме он-лайн, вслушиваясь в тяжелое хрипло-гневное дыхание омоновцев? Такое ощущение, что лично идешь по следу преступника. Понимаете, какой крутой оборот набирает в стране борьба с коррупцией? Это очень серьезно, господа. Все коррупционеры будут изгнаны из власти!

Однако у черта рожки всегда видны. Уже вскоре выяснилось, что дочь Урлашова во время обыска ничего не выносила и не могла вынести, о чем она заявила позже местным СМИ, потому что у двери стояло несколько дюжих охранников. Выйти она никуда не могла. Видеопленка про вторую взятку оказалась самодеятельной и не совсем убедительной. Денег на ней не видно. Трудно понять, что Урлашов заворачивает в свою газетку. Может, воблу? И в отношении главного эпизода дела – покушения на взятку – стали возникли вопросы. Почему Урлашова не взяли с поличным, почему не стали дожидаться, когда ему передадут купюры? Может, потому, что деньги вовсе не Урлашову лично предназначались?

«ЯРОСЛАВСКАЯ КОРОБКА», ВЕРНЕЕ, «СУМКА»

Ярославский скандал заставил меня вспомнить события многолетней давности,– историю с выносом из Белого дома коробки из-под ксерокса. Там и тут главные действующие лица — люди в черных масках. Там и тут видна невооруженным взглядом цель — устранить политических оппонентов. Там и тут события связаны с выборами. Мэр Ярославля Урлашов если и просил деньги, то на выборы. На это указывает главный козырь обвинения – запись телефонного разговора, вброшенная в сеть от имени МВД. Надеюсь, что она-то уж не самопальная, добыта законным путем? Вслушиваюсь в нее и слышу: человек с голосом похожим на голос мэра, просит «взяткодателя» «передать деньги Алексею», речь идет об Алексее Лопатине, помощнике мэра, играющем важную роль в предстоящих осенних выборах в местное законодательное собрание. И местом, куда предлагается принести что-то (слово «деньги» не употребляется) назван предвыборный штаб «Гражданской платформы». Если это «покушение на взятку», то весьма странное. Надо быть не совсем нормальным, чтобы требовать принести деньги, предназначенные лично тебе, в предвыборный штаб, где постоянно топчется народ. Причем, речь идет не о каком-то маленьком пакетике размером с воблу, а о здоровенной сумке с четырнадцатью миллионами рублей!

Еще одна заковыка. Урлашов был уверен, что находится под колпаком. Однажды даже со словами «Меня слушают!» продемонстрировал зрителям телекомпании «Дождь» свой мобильник. С чего это вдруг человек, уверенный, что прослушивают каждый его «чих», вдруг будет в открытом эфире требовать взятку? На выборы деньги будет просить, но не взятку!

ЗА ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА

Победить на выборах «Единую Россию» для Урлашова стало идеей фикс. Работать в условиях с каждым днем усиливающейся конфронтации между мэрий и администрацией области стало невозможно. Для дискредитации Урлашова команда губернатора даже наладила выпуск бесплатной газеты тиражом в сто тысяч экземпляров. То есть, государство, немало не чинясь, влезло в сферу бульварных таблоидов — нишу исключительно частного бизнеса – лишь бы раздавить оппозиционного представителя в структуре муниципальной власти.

Местный истеблишмент в драчке молчаливо держался стороны губернатора. Деловая элита не принимала Урлашова – странного и непонятного. Что за мэр, который номер своего мобильного телефона не таит от горожан? Что за мэр, который принимает без предварительной записи каждого, кто стукнет в дверь кабинета. И курит кальян. Даже на работе! И действительно, признаюсь, чудновато слышать: «К Евгению Робертовичу сейчас нельзя. Он курит кальян, подождите пяток минут». В сети за эту страсть Урлашова даже наградили кличкой «Женя-кальян». Добавьте к тому же — у Урлашова не было серьезного опыта хозяйственной работы. Но все эти обстоятельства не помешали расти рейтингу «неправильного чиновника». Потому что голосовали не столько за него, сколько против политики администрации навязать свою кандидатуру на пост мэра.

Именно постоянно высокий рейтинг, похоже, и вскружил голову, решившему — победить «Гражданской платформой» в осенней политической драчке, взять большинство на выборах в областной думе, а затем править бал в области, вполне возможно, и в статусе губернатора. Вот такой простой путь решения всех сложных вопросов. На агитационных плакатах каждого кандидата в депутаты от «ГП» написано «За прямые выборы губернатора!». Этот лозунг стал стержнем осенней программы «ГП» в Ярославле. Выборы и стали, на мой взгляд, ловушкой, в которую попался ярославский мэр. Со времен скандала с ксероксной московской коробкой в организации выборных мероприятий мало что изменилось: здесь по-прежнему в ходу нал, а бизнес, как был, так и остался главным поставщиком денег для политиков. Вспоминаю алый цвет лица ярославского предпринимателя, вышедшего из кабинета одного из предыдущих губернаторов. У него просили 20 миллионов рублей на выборы, обещая мандат депутата, при этом намекая, что в случае отказа, предприниматель может не очень-то рассчитывать на развитие бизнеса в области. Зная, что Урлашов будет не просто вовлечен в кампанию сбора денег для «ГП», а станет главным сборщиком спонсорских средств, чья-то голова разработала, вернее, скопировала московскую спецоперацию 96-го года.

СЕКРЕТЫ ОСТАНУТСЯ СЕКРЕТАМИ

Деталей, подробностей спецоперации, проведенной против Урлашова — когда она началась, как были подобраны ее участники — мы никогда до конца не узнаем даже на суде, потому что секреты спецслужб останутся секретами. Вероятно, «разрабатывать» Урлашова стали сразу после того, как он стал мэром. Потому что уже с первых шагов новый градоначальник повел совершенно независимую, подчас, даже с окраской подчеркнутой конфликтности, политику.

Охота спецслужб довольно проста, на протяжении многих веков здесь технология мало меняется. Жертва обкладывается красными флажками и начинается поиск компромата на кого-нибудь из тех, кто близок к добыче. С этого, скорее всего, начали и в Ярославле. Какого-нибудь коммерсанта с пятнышком однажды могли пригласить в какой-нибудь кабинетик и мягко посоветовать принять участие в спеоперации. Когда градоначальник пошел на приманку, осталось лишь расставить стрелков. Обыски, незадолго до ареста Урлашова проведенные у бизнесменов, поддерживающих курс градоначальника, указывали на то, что загонщики работают вовсю. Горожане на всех углах обсуждали и гадали — сколько еще продержится мэр. Вот только градоначальник, похоже, не сознавал, что уже обложен со всех сторон. А может, просто решил бросить вызов — устроил оппозиционный митинг в святая святых — на площади перед резиденцией администрации — куда ранее не смела ступить нога бунтующего оппозиционера.

Это в Москве надо поклоны начальству бить. А в Ярославле Урлашов может разрешить митинг в любой точке города. Сам мэр гордо взошел на трибуну и, ткнув пальцем в сторону областной думы, объявил: «Там заседают жулики и воры. За свои слова отвечаю. Знаю депутатов, которые еще вчера были наперсточниками, обманывающими на ярославских рынках пенсионеров, а сегодня выставляющими себя их защитниками. Осенью эту воровскую банду мы из думы погоним!» Где кто-нибудь в наше время видел действующего бунтующего мэра? Человека, обладающего реальной властью в крупном городе?

ОСЕЧКИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

Мэра арестовали ночью. Не давали спать, допрашивая до полудня, а еще через сутки, очередной ночью, устроили над ним суд, в результате которого Урлашов в половине третьего утра превратился из задержанного в арестованного. (Интересно, теперь «тройки» будут регулярно заседать по ночам?) «Порадовал» представитель прокурорской стороны, заявив, что против мэра будет выдвинуто, если не ошибусь, аж пять уголовных дел. Почему так мало? Почему не десять? Разве никто еще не в курсе, что Урлашов рыл тоннель под здание местного Сбербанка? Не об этом ли хочет рассказать один из подчиненных Урлашова, который по славам прокурорской стороны, все знает о преступлениях мэра? Интересно, кому была адресована эта деморализующая информация? Судьям, чтобы убедить их в необходимости ареста Урлашова, или мэру, чтобы сломать его?

ДЕЛО УРЛАШОВА — ДЕЛО ПРОХОРОВА?

В целом в ходе операции по выдворению Урлашова из системы власти было изъято по информации силовиков свыше 40 миллионов рублей. Вряд ли это личные деньги мэра. Подозреваю, что силовики изъяли «общак» ярославского отделения партии «Гражданская платформа». Убежден и в том, что ниточка расследования обязательно потянется к создателю партии «ГП» – человеку очень высокого роста. Вполне возможно, что он и есть главная цель охоты. В любом случае, независимо от того, как будут развиваться события, ярославское дело — сигнал для Прохорова: занимайся своим баскетбольным клубом в Штатах, катайся на «Е-мобиле», развлекай народ, отдыхай шумно с девочками в Куршавеле, но в политику – не лезь. «Алло, господин Прохоров, вы слышите нас?»

P.S. Общество столкнулось с очередным случаем использования права в качестве инструмента политической борьбы, реализацией лозунга «Друзьям – все, врагам — закон». Ясно и другое: такая политика ничего общего не имеет с борьбой с коррупцией, напротив она лишь вздабривает почву, на которой та произрастает.

2013 г. Ярославль.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page