Областной бюджет: реалистичный и сбалансированный или кафтан в дырках?

бюджетЯрославская областная дума сегодня приняла в первом чтении проект регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Утверждены основные характеристики бюджета: общий объем доходов  на 2017 год — 52,2 млрд. рублей.  54,5 и 57,45 млрд.  руб. на 2018 и 2019 годы соответственно. Общий объем расходов в тех же суммах — бюджет с 2017 года должен стать бездефицитным.

Этот проект бюджета некоторые депутаты окрестили «первым реалистичным и сбалансированным бюджетом», другие – «тришкиным кафтаном».

Главное новшество бюджета будущего года – его бездефицитность.  Если в прежние годы запланированные расходы на 10, а то 15 процентов превышали суммы планируемых доходов областной казны, то отныне придется строго соизмерять траты с имеющимися средствами.  Бездефицитность – жесткое требование федеральных властей.  Его неисполнение грозит различными карами – от невозможности привлекать бюджетные кредиты по выгодной низкой ставке до лишения финансовых трансфертов из федерального бюджета.

Предписано также стабилизировать государственный долг, который планомерно рос и копился за прежнее время житья не по средствам.  На 1 ноября 2016 года государственный долг Ярославской области составил 34,51 млрд. рублей. По прогнозу  его объем  на ближайшие 3 года не должен превышать 35,6 млрд. рублей.

По расчетам собственные доходы Ярославской области в будущем году составят не более 49,4 млрд. рублей.  Еще около 2,8 млрд. рублей должны поступить в результате распределения средств из федерального бюджета.

Основные источники доходов на 2017 год – налог на прибыль организаций 13,18 млрд. рублей (26,7% собственных доходов), налог на доходы физических лиц 14,86 млрд. рублей (30,1%), акцизы 11,22 млрд. рублей (22,7%), налог на имущество организаций 6,285 млрд. рублей (12,7%).

Принятый уровень расходов гораздо ниже, чем в прошлом году — на 9 миллиардов рублей.

Нерадостным получилось  выступление руководителя областной Контрольно-счетной палаты Анатолия Федорова. По заключению КСП, проанализировавшей проект бюджета, расчетные доходы областного бюджета могут оказаться еще меньше, чем заложено сейчас. Во-первых, недавно принят федеральный закон, отбирающий у регионов бОльшую часть собираемых акцизов на нефтепродукты, в результате чего региональный бюджет потеряет примерно 1,5 млрд. рублей. Этих денег не досчитается областной дорожный фонд. Также по решению федерального правительства на 1 процент уменьшена региональная доля налога на прибыль, с 18 до 17 процентов, а это минус еще около 700 млн. рублей. Кроме того, в проекте федерального бюджета значительно снижена сумма, предусмотренная на предоставление бюджетных кредитов, значит регионам на них особенно рассчитывать не придется.  Наконец, Анатолий Федоров объявил о том, что по полученным расчетам налоговой службы, налоговые поступления в областную казну будут на 2 миллиарда меньше, чем заложено в проекте бюджета: не 44,3 млрд. рублей, а только 42,2 млрд. И кроме того, по заключению КСП, в проекте бюджета на обслуживание госдолга (выплату процентов по кредитам и др.) заложено всего лишь 1,7 миллиарда рублей, тогда как в нынешнем году на это потребовалось 3 миллиарда; а еще — не полностью заложены средства на выполнение 19-ти из 22-х госпрограмм, цели программ некорректны, а формулировки размыты…

Депутат-справедливорос Сергей Балабаев, комментируя выступление Анатолия Федорова, заметил, что это пессимистическое заключение Контрольно-счетной палаты разительно отличается от заключения на проект бюджета предыдущего года. Сергей Анатольевич повторил свое уже не раз звучавшее заявление о том, что, анализируя бюджет 2016 года, КСП противозаконно утаила скрытый дефицит областного бюджета, как минимум на 1,6 миллиардов рублей, тем самым «всадив область в долговую яму». И призвал областное правительство не допускать этих аудиторов до бюджета или, по-крайней мере, не верить заключениям КСП.

— Понятно, что мы зависим от бюджета РФ и требований Федерации. А кто этот бюджет формировал и принимал – те же люди, которые годами ввергали страну и регионы в эту яму. КПРФ , а сейчас и другие партии, много лет предлагали конструктивные меры по наполнению казны – изменение межбюджетных отношений между центром и регионами, введение прогрессивной шкалы налогообложения, введение госмонополии на производство алкогольной продукции, другие законопроекты. Все это упорно отвергалось и отвергается партией власти,  —  высказался коммунист Александр Воробьев . – Проект бюджета напоминает тришкин кафтан, не хватает на самое необходимое, в то время как разворовываются миллиарды.

О необходимости направить обращение в Госдуму и федеральное правительство о пересмотре межбюджетных отношений заговорили и депутаты-единороссы. Многие из них посетовали и на межбюджетные отношения внутри области, сообщив, что не согласны с системой распределения дотаций муниципальным образованиям.

— Придется серьезно поработать  по вопросу дополнительных источников доходов бюджета. За короткое время трудно ожидать серьезных изменений.  Но в первую очередь надо направить усилия на работу с правительством Российской Федерации, чтобы получить  дополнительные средства  для Ярославской области.  Надо помочь промышленным предприятиям, предприятиям других сфер экономики, чтобы они могли улучшить свою работу, свои показатели, а соответственно умножить налоговые отчисления в бюджет. – попытался поставить миролюбивую точку председатель думы Михаил Боровицкий.

Впрочем, единороссы, немножко пошумев, на открытую конфронтацию с исполнительной властью не решились. Проект бюджета был принят 34 голосами. Пять депутатов нажали кнопку «против» и и трое воздержались.

Основная битва и перетягивание канатов еще впереди, во время второго чтения, когда начнется обсуждение финансирования по отдельным статьям расходов. Окончательное принятие бюджета запланировано на 13 декабря.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page