Ярославская областная дума сегодня приняла в первом чтении проект регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Утверждены основные характеристики бюджета: общий объем доходов на 2017 год — 52,2 млрд. рублей. 54,5 и 57,45 млрд. руб. на 2018 и 2019 годы соответственно. Общий объем расходов в тех же суммах — бюджет с 2017 года должен стать бездефицитным.
Этот проект бюджета некоторые депутаты окрестили «первым реалистичным и сбалансированным бюджетом», другие – «тришкиным кафтаном».
Главное новшество бюджета будущего года – его бездефицитность. Если в прежние годы запланированные расходы на 10, а то 15 процентов превышали суммы планируемых доходов областной казны, то отныне придется строго соизмерять траты с имеющимися средствами. Бездефицитность – жесткое требование федеральных властей. Его неисполнение грозит различными карами – от невозможности привлекать бюджетные кредиты по выгодной низкой ставке до лишения финансовых трансфертов из федерального бюджета.
Предписано также стабилизировать государственный долг, который планомерно рос и копился за прежнее время житья не по средствам. На 1 ноября 2016 года государственный долг Ярославской области составил 34,51 млрд. рублей. По прогнозу его объем на ближайшие 3 года не должен превышать 35,6 млрд. рублей.
По расчетам собственные доходы Ярославской области в будущем году составят не более 49,4 млрд. рублей. Еще около 2,8 млрд. рублей должны поступить в результате распределения средств из федерального бюджета.
Основные источники доходов на 2017 год – налог на прибыль организаций 13,18 млрд. рублей (26,7% собственных доходов), налог на доходы физических лиц 14,86 млрд. рублей (30,1%), акцизы 11,22 млрд. рублей (22,7%), налог на имущество организаций 6,285 млрд. рублей (12,7%).
Принятый уровень расходов гораздо ниже, чем в прошлом году — на 9 миллиардов рублей.
Нерадостным получилось выступление руководителя областной Контрольно-счетной палаты Анатолия Федорова. По заключению КСП, проанализировавшей проект бюджета, расчетные доходы областного бюджета могут оказаться еще меньше, чем заложено сейчас. Во-первых, недавно принят федеральный закон, отбирающий у регионов бОльшую часть собираемых акцизов на нефтепродукты, в результате чего региональный бюджет потеряет примерно 1,5 млрд. рублей. Этих денег не досчитается областной дорожный фонд. Также по решению федерального правительства на 1 процент уменьшена региональная доля налога на прибыль, с 18 до 17 процентов, а это минус еще около 700 млн. рублей. Кроме того, в проекте федерального бюджета значительно снижена сумма, предусмотренная на предоставление бюджетных кредитов, значит регионам на них особенно рассчитывать не придется. Наконец, Анатолий Федоров объявил о том, что по полученным расчетам налоговой службы, налоговые поступления в областную казну будут на 2 миллиарда меньше, чем заложено в проекте бюджета: не 44,3 млрд. рублей, а только 42,2 млрд. И кроме того, по заключению КСП, в проекте бюджета на обслуживание госдолга (выплату процентов по кредитам и др.) заложено всего лишь 1,7 миллиарда рублей, тогда как в нынешнем году на это потребовалось 3 миллиарда; а еще — не полностью заложены средства на выполнение 19-ти из 22-х госпрограмм, цели программ некорректны, а формулировки размыты…
Депутат-справедливорос Сергей Балабаев, комментируя выступление Анатолия Федорова, заметил, что это пессимистическое заключение Контрольно-счетной палаты разительно отличается от заключения на проект бюджета предыдущего года. Сергей Анатольевич повторил свое уже не раз звучавшее заявление о том, что, анализируя бюджет 2016 года, КСП противозаконно утаила скрытый дефицит областного бюджета, как минимум на 1,6 миллиардов рублей, тем самым «всадив область в долговую яму». И призвал областное правительство не допускать этих аудиторов до бюджета или, по-крайней мере, не верить заключениям КСП.
— Понятно, что мы зависим от бюджета РФ и требований Федерации. А кто этот бюджет формировал и принимал – те же люди, которые годами ввергали страну и регионы в эту яму. КПРФ , а сейчас и другие партии, много лет предлагали конструктивные меры по наполнению казны – изменение межбюджетных отношений между центром и регионами, введение прогрессивной шкалы налогообложения, введение госмонополии на производство алкогольной продукции, другие законопроекты. Все это упорно отвергалось и отвергается партией власти, — высказался коммунист Александр Воробьев . – Проект бюджета напоминает тришкин кафтан, не хватает на самое необходимое, в то время как разворовываются миллиарды.
О необходимости направить обращение в Госдуму и федеральное правительство о пересмотре межбюджетных отношений заговорили и депутаты-единороссы. Многие из них посетовали и на межбюджетные отношения внутри области, сообщив, что не согласны с системой распределения дотаций муниципальным образованиям.
— Придется серьезно поработать по вопросу дополнительных источников доходов бюджета. За короткое время трудно ожидать серьезных изменений. Но в первую очередь надо направить усилия на работу с правительством Российской Федерации, чтобы получить дополнительные средства для Ярославской области. Надо помочь промышленным предприятиям, предприятиям других сфер экономики, чтобы они могли улучшить свою работу, свои показатели, а соответственно умножить налоговые отчисления в бюджет. – попытался поставить миролюбивую точку председатель думы Михаил Боровицкий.
Впрочем, единороссы, немножко пошумев, на открытую конфронтацию с исполнительной властью не решились. Проект бюджета был принят 34 голосами. Пять депутатов нажали кнопку «против» и и трое воздержались.
Основная битва и перетягивание канатов еще впереди, во время второго чтения, когда начнется обсуждение финансирования по отдельным статьям расходов. Окончательное принятие бюджета запланировано на 13 декабря.