Официальным поставщиком снегоходов по обслуживанию беспрецедентного полета Конюхова на воздушном шаре стала ОАО «Русская механика».
Российский путешественник и пилот Фёдор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло 7 февраля предпримут попытку установить новый мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом воздушном шаре. Местом старта выбран аэродром Южный (Красная Горка) города Рыбинска Ярославской области.
Задача проекта продержаться в воздухе дольше 51 часа. Текущий мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате – 50 часов 38 минут – установили японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава 1 февраля 1997 года. С тех пор было несколько попыток улучшить рекорд, но все неудачные.
Полет Федора Конюхова будут обслуживать отечественные снегоходы – машины известной российской компании из Рыбинска «Русская механика». Они должны не просто сопровождать в условиях снежного бездорожья воздушный шар на протяжении всего полета, но и подбирать сбрасываемые воздухоплавателями на землю использованные баллоны. Причем не только в поле, но и лесной чаще.
Предприятие, являющееся пионером производства отечественных снегоходов, составило для Федора Конюхова достойную команду сопровождения.
Первым в ее списке значится самый востребованный сегодня у россиян из линейки снегоходов «Тайга» — «Тайга Варяг 500» — любимая северянами верткая, легкая рабочая лошадка, оснащенная надежным и используемым еще с начала девяностых годов двигателем мощностью 43 л.с.
Вторая машина в эскорте Федора Конюхова — «Тайга Варяг 550». Эта люксовая в линейке снегоходов «Тайга» модель с улучшенным центробежным вариатором и усовершенствованной, более мягкой системой задних подвесок. Мощность машины -55 л.с. И идет хорошо, и смотрится не хуже.
И, наконец, последняя машина из конюшни «Русской механики», которой выпала задача потрудиться на великого русского путешественника — «TAYGA PATRUL 800 SWT». Самая мощная из представленных машин – 60 л.с. Главное ее достоинство- уникальная гусеница, самая широкая не только в отечественном, но и в мировом снегоходостроении. Шестисотмиллиметровое зубчатое резиновое полотно позволяет мощной машине развивать по плотному зимнему снегу до 100 км в час. И в лесной чаще, в условиях глубокого снега, она просто незаменима. Не тонет, хорошо торит дорогу по целине.
— Я давно намечал привлечь к сотрудничеству «Русскую механику», но как-то все не складывалось, — говорит Федор Конюхов. – С представителями компании мы впервые начали вести переговоры еще два года назад на церемонии передачи предприятием снегохода «Тайга» Российскому Географическому обществу. Тогда мы обсуждали возможность участия рыбинских снегоходов в обслуживании моего полета на воздушном шаре над Гренландией. Я планировал поручить рыбинцам сопровождение экспедиции по трассе полета, имея также в виду, что в случае экстремальной ситуации они смогут придти на помощь. Проект полета над Гренландией пока по целому ряду причин отложен, но зато мы участвуем вместе в не менее сложном и уникальном эксперименте – установлении мирового рекорда нахождения в воздухе на тепловом воздушном шаре.
-Компания «Русская механика» — настойчиво, как и вы, бросаете вызов Арктике. На счету рыбинцев целый ряд уникальных экспедиций. В том числе и первая снегоходная в СССР, совершенная в 1973 году по маршруту Рыбинск — Воркута. В 2010 году они прошли на снегоходах от Рыбинска до Салехарда — это четыре тысячи километров! На следующий год продолжили путь далее, начав его уже от Салехарда и завершив на Чукотке, на берегу океана, в самом восточном населенном пункте России – Уэлене. Это восемь тысяч километров пути! Поход занесен в российскую книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный отечественный переход на снегоходах. В 2012 году – новая экспедиция. На этот раз по Красноярскому краю. Прошли две тысячи километров за шесть ходовых дней. Потом – поход на Ямал, там накрутили тысячу километров по тундре. Вы, опытнейший путешественник, как оцениваете подобную деятельность?
-Эти результаты, конечно, впечатляющие. Люди и техника заслуживают похвал. Нельзя забывать о том, что эти испытания прошли в экстремальных условиях. Молодцы! Скажу однозначно: в России нет других таких снегоходчиков!
— Вы считаете, что рыбинским снегоходам вполне по силам пройти Гренландию?
-Конечно. Если уж они через российские северные просторы прошли, что говорить о Гренландии?! Это же не восемь тысяч километров, о которых вы упомянули. Пересечь Гренландию – это пройти всего полторы тысячи пятьсот километров. Это же для рыбинских машин – пустяк!
-В океане ваши путешествия длятся по сто и более дней. Арктические экспедиции намного короче. Наверное, исходя из этого показателя, северные рекорды, в том числе и достижения рыбинцев, можно назвать менее престижными, а переходы легкими, что называется, для новичков?
-Ну, уж это не так! Это вы не правы! Экспедиции в Арктику – это серьезнейшие испытания! Северные километры непросто даются! Я шел к Северному полюсу в одиночку семьдесят два дня! Я туда четыре раза ходил. Со Шпаро шел – девяносто один день! С Володей Чуковым ходил– шестьдесят пять дней (автономно!). С Виктором Симоновым сорок шесть дней! Конечно, есть такой поверхностный подход — оценивать сложность экспедиций по их продолжительности. Взять, к примеру, наш совместный поход со Шпаро на Полюс недоступности восемьдесят шестого года. Очень сложно, тяжко шли. Морозило под сорок девять градусов. А три дня под пятьдесят три! Мы шли в полярную ночь, шли в самые суровые месяцы: январь-февраль. Это была моя самая сложная северная экспедиция, а осталась, тем не менее почти неизвестной. Мало о ней писали. Правда, это были еще советские времена. И еще, может, потому что мы прошли этот путь всего за тридцать восемь дней, то есть, эта экспедиция была по продолжительности более короткая. Но, тем не менее, как уже говорил, я причисляю ее к самым сложным.
В Антарктиду я шел 65 дней. Все нес на себе. Не было никаких подбросов с воздуха. Между прочим, там легче, чем на русском Севере. Почему? Там нет открытой воды. Есть, правда, пространства с расщелинами. И надо еще идти в гору, сам Южный полюс находится на высоте 2800 метров. Когда идешь на Северный полюс — вода, сырость! А в Антарктиде –сухо. И мороз! И ветер ураганный! Но сухой! Несет – мало не покажется. Когда палатку ставишь, не дай Бог рукавичку упустить – не догонишь. Да и саму палатку надо ставить, привязывая одним концом на всякий случай к ноге, если подхватит ветром — прощай! Но если уж поставил палатку, спишь, как в раю. Тебя ни медведь не потревожит, ни льдина под твоей палаткой не разойдется и не придется вскакивать в ужасе сырым, почитай, с ног до головы. Такие передряги в Антарктиде исключены.
-Вы никогда не обмораживались? Судя по всему для вас холод — ничто?
-Обмораживался, но не сильно. Надо своевременно себя растирать. Обмораживаются только неопытные ходоки. Но и экипировка должна быть, конечно, серьезной. Без этого ни в Арктике, ни в Антарктиде делать нечего.
-Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете объем работ снегоходчиков в ходе вашего завтрашнего полета на воздушном шаре?
— Как весьма существенный. Баллонов с топливом предстоит использовать немало. По сути, судьба рекорда во многом зависит от того, насколько мы сможем по-хозяйски использовать топливо. А это, в свою очередь, будет зависеть от нашего мастерства как пилотов. На высоте в тысячу метров одного баллона топлива хватит на двадцать пять-тридцать минут полета. На высоте три тысячи метров — всего на пятнадцать минут. Так что наша задача идти на высоте триста метров (мы же идем на рекорд по продолжительности, а не высоте полета). Нас с земли снегоходчики будут хорошо видеть. Помимо того, будем поддерживать связь по рации. Так что, думаю, сработаем слаженно.
Павел НИКИТИН, журналист.