Моего приятеля осенью отправили на «заслуженный отдых». Причем против его желания и воли. Новый начальник подошел к нему и, немного стесняясь, словно Альхен из «12 стульев», предложил уступить дорогу «талантливой и перспективной молодежи»…
Расставание с коллективом, в котором он проработал десятки лет, прошло до обидного просто и буднично. Не было проводов, прощальных речей, никто не тряс руку, участливо заглядывая в глаза, не вручал символических подарков, конверта с деньгами или «золотого парашюта», который бы немного скрасил вынужденный уход.
Где-то через месяц на его пенсионную карту упали 12 тыс. 330 руб. «Вот чем отметила родина 45 лет беспорочной службы», — отшучивался друг, хотя ему было отнюдь не смешно.
Сколько себя помнит, он всегда трудился. Школу закончил в 15 лет и уже через месяц устроился рабочим на складе. Таскал тяжелые носилки, мешки с зерном, тележки с цементом. Потом — институт и распределение в глубинку, где проработал почти полвека. В результате получил крохотную пенсию, половину которой придется отдавать за коммунальные услуги.
Бесконечные реформы обесценили многолетний и непрерывный стаж, который раньше давал работнику некую фору. Сейчас не важно, сколько ты трудился, непрерывно или с паузами, главное — чтобы был высокий оклад за последний период. Либо надо уйти на пенсию с госслужбы или из силовых структур. А лучше всего — имея депутатский стаж. Тогда относительное благополучие обеспечено. Иначе придется смириться со скромным «прожиточным минимумом».
Назначая ветеранам грошовую пенсию, власть как бы дает обществу сигнал: пожилое поколение уже выработало свой ресурс и нужды в нем больше нет! Следовательно, можно не замечать, не париться и «сдать в утиль»! То есть освободить себя от всех забот и ответственности. Сегодняшние пенсионные выплаты, которые в десять-двадцать раз ниже депутатских, нельзя назвать ответственностью и заботой!
Не так давно Дмитрий Медведев порадовал, что начиная с 2000 года пенсия в России увеличилась в 15 раз! Но и сейчас она составляет в среднем 200 долларов, а в некоторых регионах и того меньше. Для сравнения: в небогатой Польше пенсия — 440 долларов, во Франции — 700, в США — 1200, в Германии — 1400, а в Дании — 2800. То есть «все в порядке в Датском королевстве»!
В странах Запада каждый имеет возможность, если желает, работать и после достижения пенсионного возраста. Коллега, вернувшийся недавно со стажировки в Лондоне, был удивлен, что в редакции The Sun почти весь коллектив — возрастные журналисты. Если кто-то не справляется с обязанностями по состоянию здоровья, его переводят на более спокойный режим. К примеру, корректором или техническим сотрудником. То есть там бережное отношение к заслуженным и авторитетным «акулам пера»! У нас же в информагентствах, на телеканалах, радио, в печатных СМИ, сетевых изданиях выдвигаются на руководящие посты исключительно молодые да ранние.
Быть взрослым стало как-то немодно, непрестижно — моветон! Один вид пожилого на рабочем месте вызывает вокруг недоумение. Поэтому работодатели стараются избавляться при первой возможности от человека в годах. Кстати, на место моего уволенного товарища пришел не слишком-то умелый коллега, единственным преимуществом которого оказалась… молодость!
Еще в начале девяностых российская власть взяла курс на омоложение кадров на всех уровнях. Это должно было вдохнуть свежий импульс в страну, оказавшуюся на излете своей истории в глубоком коллапсе. Начали с самого верха, сформировав (после десятилетий ветхого кремлевского ареопага) самое молодое в мире правительство — чем ельцинские чиновники немало гордились. То, что в нем сплошь кандидаты наук и вчерашние завлабы без соответствующего административного и управленческого опыта, никого не волновало. Молодость воспринималась как главный ресурс и альтернатива всем прочим способностям и профессионализму.
Проблема в том, что юные члены гайдаровского кабмина, включая самого Егора Тимуровича, нигде не успели проявить масштабных талантов, ни дня не возглавляли ни одного крупного коллектива, завода, фабрики, производственного объединения, каких-нибудь заштатных областей или республик! Однако не моргнув глазом бойко взялись рулить крупной ядерной державой. А массы, давно уставшие от кремлевских долгожителей, с восторгом и улюлюканьем встретили ложные идеи «ельцинских реформаторов». Вот так незаметно возник и укрепился новый тренд: молодость превыше всего.
Сегодня в офисах различных компаний и коммерческих структур редко встретишь пожилых. Да и в госучреждениях, ведомствах, министерствах, муниципальных органах вместо опытных специалистов появились «манагеры» в приталенных пиджаках, с безупречной шевелюрой (волосок к волоску), в щегольских туфлях из крокодила и дорогих часах на запястье. Будто сошедшие с подиума и озабоченные больше собственной персоной, чем государственными делами.
Поколение «современных и успешных» забавляется не только разными безделушками. Не так давно довелось оказаться на мероприятии в компании сотрудников пресс-служб крупных госкорпораций! Самой юной из них, казалось, чуть больше двадцати лет, а старшей — не более двадцати пяти. Непонятно, за какие дарования получают барышни столь высокие и ответственные посты?! И какие функции выполняют в разных департаментах, управлениях и министерствах?!
Когда-то в Советском Союзе существовала сильная школа подготовки специалистов, традиции и преемственность, обеспечивающая передачу знаний и накопленного опыта следующим поколениям. Страна хотя и не была впереди планеты всей, но шла ноздря в ноздрю с лидерами мировой экономики.
Не пора ли и сегодня вернуться к опыту и знаниям ныне отвергнутого старшего поколения? Старые кони, как говорят в народе, борозду не портят. Вспомним покойного Евгения Максимовича Примакова, который, став премьером, за несколько месяцев стабилизировал и постдефолтную экономику, и даже политическую обстановку в стране. А ведь ему тогда было почти семьдесят!
Сегодня же двадцатипятилетним технарям доверяют руководство целыми областями и даже федеральными министерствами. Они могут быть очень талантливы, но в силу своего нежного возраста и ничтожного жизненного опыта вряд ли способны осознавать степень ответственности и глубину тех задач, которые на них возлагаются. Отсюда бесконечный пафос молодых назначенцев, провалы, финансовые скандалы и уголовные дела.
Когда-то в стране был девиз: «кадры решают всё». Как ни банально, он и сейчас актуален! Нужны умные и государственно мыслящие люди, а не наскоро обучившиеся «эффективные» менеджеры, мальчики-комильфо или модели в норковых манто! Нужны, просто необходимы умные и преданные специалисты, которые развивали страну десятки лет, но по величайшему недоразумению были отвергнуты. Эту несправедливость еще можно исправить.
Саид БИЦОЕВ, Московский комсомолец.