4 декабря Русская православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии святой Иоаким и святая Анна дали обет посвятить свою дочь богу и в трехлетнем возрасте привели ее в Иерусалимский храм.
Там она воспитывалась вместе с другими благочестивыми девушками, изучала Священное писание, занималась рукоделием, а все свободное время проводила в молитвах. По преданию, Марии являлись ангелы, которые беседовали с ней и подавали ей пищу. В храме Мария жила до пятнадцати лет, а по истечении этого возраста ей в мужья был выбран благочестивый вдовец Иосиф.
Праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке. Русский народ сократил полное название церковного праздника до первого слова — «введение», — ассоциируя его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала — в данном случае начала настоящей зимы. «Введенье пришло — зиму привело», — говорили люди.
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лёд на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,красных девчат
На салазки усадило.
Верили, что в этот день по улицам проезжает сама Зима — в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своими дыханием она морозит воздух, рисует снежные узора на окнах. Мороз и солнце в этот день считались хорошим знаком: это означало добрый урожай хлеба следующим летом. «Сильная зима — готовь закрома», — так говорили по этому поводу. Если же погода выдавалась пасмурной и теплой, на плодородный год не надеялись.
По Введенью судили и о предстоящей погоде — особенно той, которая ожидалась на приближающиеся праздники. Согласно приметам, если этот день окажется морозным, то и все рождественские дни будут холодными.
На селе праздник Введенья был границей труда и отдыха после тяжелого весенне-летне-осеннего периода: наступал отдых и время накопления сил на новый урожайный год
Но приметы Введенья могут по-прежнему служить прогнозом на зиму: оттепель
«Введеньё ломает леденьё»
- зима будет теплой; мороз — зима будет холодной.
Праздник чаще всего был началом крепкого санного пути, как по земле, так и по льду. До Введенья на лёд не вставали, опасались. Погода на Введеньё служила приметой и на следующий год: если будет оттепель (много воды), то жди высокой травы и много молока.
Введеньё считался бабьим праздником, потому что к этому дню заканчивали чесать и трепать лен и коноплю, запасать глину и запрещалось копать до Благовещения землю. Женщины приступали к ткачеству.
Для молодежи – это был день смотрин. Молодой муж показывал деревне свою молодую жену — княгинюшку. Обряд обыгрывался: родители приглашали родных и знакомых на смотрины, накрывался богатый стол. Начиналось застолье, но на середине пира молодых собирали в дорогу: выбирали самые красивые и украшенные княжеские сани, в них выстилали дно соломой, на которую клали домотканые дорожки, кто побогаче — медвежью шкуру. В дорогу им пели:
Званые-прошеные!
Ой, вы, братья-сватья,
Ой, вы, милые!
Выводите вы нашу невестушку,
На то ли на крыльцо тесовое,
Вывозите нашу свет-княгинюшку
Белою лебедушкой…
Праздник Введенья был начало массовых гуляний, катания с горок и других развлечений. В этот день начинались и зимние торги. Особенно много торговали в это время санями. Так в Москву их свозили в огромном количестве и сваливали на Лубянской площади. Среди лубяных и санных рядов ходили торговцы пирожками, булочками и сбитнями. К вечеру вся престольная разъезжала в новых санях.
На Введенских ярамарках, длившихся от двух недель до месяца, торговали также дешевой рыбой, которую брали брали для перепродажи, другие заготавливались на всю зиму и на всю семью, в том числе на рождественские праздники. Торговали товарами бакалейными, мануфактурными, меховыми, кожевенными, а также скотом, сырьем и продуктами животноводства. Цены были очень низкими, но за счет большого «введенского оборота» это был самый удачный для купцов период.
Введенье было действительно народным гуляньем с песнями и русским раздолье