Александр Цветков: отъюбилеили муниципалитет

10 марта 1994 года (ровно четверть века назад) в Ярославле  прошло первое заседание муниципалитета города первого созыва. Отметили событие 6 марта «юбилейным» заседанием депутатов того самого созыва.  Пришли большинство из оставшихся в живых. Треть депутатов первого созыва уже умерли.  Поскольку и я был депутатом того самого первого созыва (а потом и еще нескольких), то позвали и меня. И вот сидел я на этом как бы заседании и задавался вопросом: отмечаем юбилей чего? Ораторы с пафосом вещали о том, что так в нашем древнем городе началась новая эра в развитии местного самоуправления. Но тогда ли (в марте 1994 года) она началась на самом деле? НЕТ! Я прекрасно все помню, как было в реальной жизни, потому что лично участвовал в тех событиях. Вот она — моя версия, с которой люди вроде господина Волончунаса вряд ли согласятся.

Под грохот танковых орудий

Да, четверть века назад городской Совет народных депутатов поменяли на орган представительной власти под названием «Муниципалитет». Напомню, что тогда — после преступного ельцинского расстрела парламента России (госпереворота) исполнительная власть в пожарном порядке отбирала у власти представительной (законодательной) важнейшие функции, в том числе и контрольные, и даже откровенно выкорчевывала из обихода слова вроде «Советов», зримо напоминавшие развернувшемуся на 180 градусов Ельцину о его советско-коммунистическом прошлом. Этот процесс в ходе так называемой «Поэтапной конституционной реформы» (по сути узурпации) проходил как в Москве, так и в регионах. Именно в ту послерасстрельную пору Ярославский областной Совет народных депутатов был спешно  переделан в Думу, а городской Совет депутатов Ярославля стал, на зарубежный манер, именоваться муниципалитетом.

Многие ярославцы такую «смену вывески» жестко критиковали, упирая на то, что незачем нам, русским, обзывать свои органы власти иностранными словами. Я и сейчас так считаю.  Но Волончунас и его угодники от этой критики только отмахивались. Им важно было быстрее убрать слово «Совет», столь ненавистный  «Царю Борису».  И они четверть века назад это сделали. По сути именно это сомнительное  переименование  ныне и празднуют.

Юбилей смены  вывесок

Если же отмечать не дату наречения городского органа представительной власти  иностранным словом, а смену сути системы выборов этой властной структуры, то во главу угла стоило бы поставить совсем другое событие и другую дату. А именно: первые выборы в городской Совет народных депутатов на свободной, альтернативной основе, что произошло гораздо раньше. Произошло на волне политического обновления, последовавшего вслед за горбачевской перестройкой. Потому что именно тогда впервые был свободно избран ярославский городской парламент.  Стать кандидатом в депутаты могли не только те, кого двигала «решающая и направляющая» КПСС, но и любой ярославец, чувствующий в себе силы поработать на благо города и горожан.

В ту пору получить депутатский мандат можно было на чистом энтузиазме, умении говорить с народом, заручившись поддержкой друзей и единомышленников, без серьезных денежных затрат. Помню, что сам я  денег на свою избирательную кампанию тогда не тратил вообще.  Состоял Совет из двухсот депутатов, что, конечно, было много. Но при этом нужно учесть, что  буквально все работали на общественных началах, не получая за это в отличие от нынешних «слуг народа» ни копейки.

А вот численность депутатского «поголовья» в первом муниципалитете 1994 года  сократили до 22-х  человек.  Большинство составили  руководящие  работники  лечебных учреждений и директора школ, подконтрольные  главе городской исполнительной власти Виктору Волончунасу,  ректор университета им. Демидова, а также парочка начальствующих чиновников из мэрии и администрации Заволжского района (тогда такое совмещение еще не запрещалось),  и всегда лояльные к власти представители директорского корпуса ярославской промышленности.  Эти друзья-товарищи, в основном, исправно и помогали проводить нужные мэру решения. «Единой России» ведь тогда еще не было даже и в проектах.

Без председателя

И еще один любопытный момент, на который не могу не обратить внимание. Исполнительная власть так старалась ущемить первых депутатов в их правах и самостоятельности, что не позволила  создать собственный, пусть небольшой, аппарат и даже избрать полноценного председателя муниципалитета! « Главному»  тогдашнему городскому депутату, генеральному директору комбината «Красный Перекоп» Абраму Семеновичу Башмашникову, дали совершенно непонятный, по сути, оскорбительный титул «Председательствующего на заседаниях»?!  Руководителя муниципалитета следующего, второго, созыва  уже пришлось «повысить» в ранге до «секретаря». И только муниципалитет третьего созыва получил полноценного руководителя —  председателя, которым стал главный врач медсанчасти «Автодизеля», ныне покойный  Валентин Васильевич Гобин.

Но, не смотря на то, что бал правили волончунасовские ставленники  (ничего обидного, просто констатация факта), нередко случалось так, что и мы, оппозиционеры, брали верх и доказывали свою правоту. К примеру, как ни противились мэрские чиновники созданию городской контрольно-счетной палаты, но мы заставили это сделать.

Или громкая в то время история с кредитом в 16 миллионов долларов Европейского банка реконструкции и развития на модернизацию ярославского «Водоканала».  Лондонские банкиры договорились с руководством нашей мэрии на невыгодных для города условиях.  Слишком высоки были процентные ставки и маржа. Мы много и активно критиковали Волончунаса, в том числе на муниципалитетских заседаниях и в независимых СМИ (тогда они еще существовали), но проку было мало. Когда в Ярославль приехал по этому делу руководитель профильного комитета ЕБРР Томас Маер, я ему на встрече все это высказал в глаза, при честном народе. Что, дескать, мы в Ярославле не папуасы, чтобы на нас с такими процентами наезжать. Знаем, мол, по каким ставкам подобные кредиты предоставлялись в других российских регионах. Европейским банкирам публичный скандал был явно не нужен, и они пошли на попятную. Существенно смягчили условия получения валютного кредита. Так мы помогли городу и «Водоканалу» сберечь десятки миллионов рублей, что впоследствии способствовало успешному и своевременному расчету по этому крупному зарубежному кредиту.

Помню и то, как появилась программа благоустройства дворовых территорий. До определенного времени эти работы выполнялись согласно рабочим планам департамента городского хозяйства, спросить за которые депутаты с чиновников фактически никак не могли. На одном из заседаний я предложил впредь разрабатывать городскую программу благоустройства дворов. Ведь в этом случае муниципалитет получал законное право жестко контролировать ее исполнение и полной мерой спрашивать за это с чиновников, что повышало их ответственность. Меня коллеги поддержали. Так в Ярославле появилась одна из самых важных городских программ, благодаря которой было сделано много полезного для людей.

Иных уж нет, а те — далече!

За четверть века депутатами муниципалитета семи созывов было избрано 140 человек. Кого среди них только не было! Далеко не все приходили сюда служить народу, многие, прежде всего, думали о собственной выгоде и карьере. Наряду с честными, порядочными людьми были знатные пройдохи. Кое-кто умудрился попасть под уголовное преследование и посидел (да и сейчас сидит) на тюремных нарах. Кого-то из депутатов просто выперли. Одного «авторитетного» бизнесмена — Юрия Тихонова,  застрелили из автомата! Засветились в муниципалитете и оба так называемых «Пашика». Один из них даже умудрился какое-то время порулить городской представительной властью, что,  на мой субъективный взгляд, уже само по себе не лезло ни в какие ворота. Правда, закончилась его «рулежка» бесславно. Были за все эти годы и просто ничем не запомнившиеся, по сути, случайные люди, не способные реально выполнять депутатские обязанности. Ну и — понторезы- хохмари, пытавшиеся пиариться на дурацких выходках.

Нынче при абсолютном засилье единороссов ситуация даже хуже, чем была в 90-х.  Граду и миру во всей красе явилась так называемая правящая партия «Единая Россия» с ее жесткой дисциплиной при голосованиях. Старое «бюджетное» большинство (главврачи и директора школ), не один созыв служившее мэру надежной палочкой-выручалочкой, сменило еще большее предпринимательское большинство, насквозь проединороссовское.

В общем, к большому сожалению, авторитетным представительским органом народной власти ярославский муниципалитет так и не стал.

Вместо постскриптума. Вот такие, увы и ах, не юбилейные ласкающие ухо заметки. Ну, сами виноваты. Думать нужно об интересах людей, а не о том, как бы половчее выполнить команду сверху и набить собственный карман, спутав государственную шерсть с личной.

3 апреля в «Миллениуме» будут праздновать такой же «юбилей» Ярославской областной думы, созданной, я бы сказал, «на костях» первого свободно избранного областного Совета народных депутатов в 1990 году. Того самого Совета, который был досрочно в добровольно-принудительном порядке распущен после ельцинского государственного переворота в черном октябре 93-го.

                              Александр ЦВЕТКОВ, четырежды избиравшийся депутатом муниципалитета Ярославля, и шесть созывов представлявший интересы ярославцев в областном парламенте.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page