После катастрофы в Шереметьево: Пилоты всегда не те?..

«В трагическом деле катастрофы Суперджета, я смотрю, уже вовсю наблюдается предсказуемая «реакция общественности»: несмотря на то, что еще и суток не прошло — уже очень многие готовы обвинить во всем пилотов. Причем аргументация у них «железная»: почему? А мы сами видели!» — пишет социальный психолог в «Живом журнале».

«Имеется в виду видеозапись вынужденной посадки самолета, на которой отчетливо видно, как самолет сначала «козлит» (то есть прыгает по полосе), а потом у него подламываются стойки шасси — и происходит возгорание. Комментаторы, просмотревшие видео, с большой охотой принимают вид непогрешимых судей — да вот же! Мы же видели — самолет неправильно садился! Так самолет сажать нельзя!

А самые подкованные еще и добавляют для убедительности: «Да так только желторотые курсанты сажают! Где это видано — садиться с такой скоростью?! Надо было сначала скорость снизить!» И другие, столь же компетентные, которым не терпится дополнить: «Да, надо было на второй круг уйти — чтобы скорость сбросить! И ручку, ручку жестче на себя! Эх… И вообще — они ж с полными баками садились. Какой дурак с полными баками на посадку идет?!» и т.д. Можно подумать, что споры идут на каком-то узкопрофессиональном форуме пилотов ГА, и за плечами у всех комментирующих — десятки «вынужденных» в тяжелых метеоусловиях и в горящих самолетах… Но нет — это все на голубом глазу обсуждают обычные юзеры в ЖЖ и фейсбуке.

На деле, конечно, все эти дискуссии в сетях гораздо больше говорят не о познаниях в области экстремального авиавождения, а о психологии нашего общества. Общества, которому больше всего нужен ВРАГ. Виновный. Тот, на ком можно сорвать злость за свое бессилие и беспомощность.

Вы не задумывались, почему практически ВСЕ авиакатастрофы (а в России их очень много, гораздо больше, чем в других цивилизованных странах) в последние 30 лет у нас заканчиваются одинаковым вердиктом — «виноваты пилоты»? Ведь это даже математически выглядит как-то нарочито и недостоверно. Тем более, что мы вроде все здесь живем и все знаем о перманентном бардаке в стране, о том, в каком состоянии ОБЫЧНО находится техника (не только авиационная) — и вдруг в авиакатастрофах всегда виноваты только пилоты! Ну, на худой конец — террористы. Как такое может быть? Неужели техника всегда в идеальном состоянии и никогда не отказывает?

Причин несколько. Одна — самая очевидная: в российских авиакатастрофах не бывает НЕЗАВИСИМОГО расследования: расследует или Минтранс (транспортная прокуратура), или МАК. Последний, хоть и называется «международный», на самом деле — та же Россия. То есть государство расследует возможные «косяки» государственных же ведомств — тех, которые призваны следить за техническим состоянием самолетов, но делают это, есть подозрения, спустя рукава. не будет же государство обвинять само себя?! Оно и не обвиняет, тем более, что под рукой всегда есть «человеческий фактор», на который так удобно все списать…

Но есть и вторая причина: само ОБЩЕСТВО тоже вовсе не жаждет правды вроде той, которую, говорят, сказанул один сталинский нарком авиации в сердцах Сталину — «Мы летаем на гробах!» Потому что поверить в плохое техсостояние — это поверить в то, что все бесчисленные государственные службы, должные обеспечивать безопасность полетов, на самом деле этой безопасностью занимаются кое-как. Это будет означать ЗНАНИЕ, что государство в России какое-то неисправное, и с ним надо что-то делать — а что?! Ну, не майдан же! Не революцию! Нет-нет, лучше все-таки знать, что это просто людишки виноваты, «пилоты не те» — это как-то привычно и, по крайней мере, не требует радикальных выводов.

То есть, вывод «виноваты пилоты» — это такая равнодействующая и у общества, и у государства, самая «безопасная» версия. Неудивительно, что все к ней рано или поздно склоняются с большим облегчением. А во вчерашнем случае — облегчение и вовсе огромное, ведь «мы сами все видели! Они просто не умеют!»

Безумие. Хочется спросить этих «специалистов» — ЧТО вы видели?! Видели, как самолет тяжело заходит на «вынужденную». Но вопрос — а откуда вы знаете, какие у самолета были на тот момент повреждения? Откуда вы знаете, насколько он вообще был управляем? Может быть, ТАКАЯ посадка — это вообще МАКСИМУМ того, что из воздушного судна вообще можно было выжать на тот момент? И какой у вас будет вид, если «вдруг» выяснится, что пилотам за такую посадку нужно вообще орден давать, поскольку в любом ином случае погибли бы все, кто был на борту?

А ведь такое вполне может быть. Теоретически. Если бы не «равнодействующая». Списать все на пилотов — и дело с концом. Как в 99% предыдущих случаев».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page