Мать подростка, которого сажали на цепь, идет под суд

Закончено следствие в отношении многодетной жительницы Ярославской области, которую подозревают в жестком обращении с 14-летним сыном. В частности родителей ребенка обвиняют в том, что они сажали ребенка на цепь и наносили побои.

История, нашумевшая на всю страну, произошла год назад в начале июня прошлого года.  С подачи многих местных и центральных СМИ все выглядело ужасающе – 13-летнего сына родители за провинности сажали на цепь в собачью будку и избивали. Однако,  при внимательном разбирательстве все оказалось не так однозначно. Много запутанного и непростого и во взаимоотношениях внутри многодетной семьи.

Сорвался с цепи

6 июня 2018 года Марк Сивяков, которому только-только исполнилось 14 лет, сбежал из дома, расположенного в деревне Бор в Заволжской части Некрасовского района. Сюда родители Марка вместе с еще тремя младшими девочками переехали из ярославской квартиры за год до случившегося.  В Ярославской квартире осталась жить старшая 22-летняя дочь Анастасия, студентка Ярославского педуниверситета. Мать Марка, не дождавшись вечером сына домой, заявила о пропаже сына в полицию. Мальчик в тот же день был обнаружен в квартире у сестры, но возвращаться в деревню категорически отказался, поведав страшную историю: отец его избивает, пытался утопить в Волге и часто сажает на цепь. Слова брата подтвердила и старшая сестра, рассказав, что ее родители не вполне адекватные люди,  увлекаются различными религиозными учениями, в частности индуизмом, кришнаизмом, буддизмом, и жестоко обращаются с детьми.

Марк и трое его младших сестер из семьи были изъяты и помещены в больницу, а затем в детский реабилитационный центр. Правоохранительные органы возбудили в отношении родителей уголовное дело.

Мать Марка, когда домой нагрянули полицейские, следователи и соцработники рассказала, что  в злополучный день попросила сына покосить траву, но тот отказался и пригрозил уйти из дома, а она в ответ надела на его ногу велосипедную цепочку и прикрепила на какое-то время к собачьей будке, а затем сама и освободила. Отца семейства дома не оказалось. Как пояснила женщина, муж уехал на  десятидневные курсы по практике религиозной медитации. Мобильными телефонами в центре, где идет обучение, пользоваться запрещено, поэтому связи с супругом нет. В новом строящемся доме Сивяковых в деревне Бор действительно были обнаружены свидетельства религиозных увлечений —  изображения богов Кришны, Вишну, Шивы, Ганеши, богинь Лакшми и Сарасвати, тряпичные куклы героев индустского эпоса «Рамаяна».

Подросток тем не менее настаивал, что на цепь в воспитательных целях его сажал отец. Рассказывал, что случилось это не первый раз и что месяцем ранее, когда он сбежал и гулял с друзьями по берегу Волги, отец нашел его и окунал головой в воду, якобы пытаясь утопить.

Главу семейства Александра Сивякова задержали через неделю, когда он вернулся из Подмосковья и узнав о случившемся, пришел навестить детей в больницу. Его жена к тому времени на почве переживаний и нервного срыва также оказалась в больнице.

Семейный блокбастер

В семейных отношениях Сивяковых оказалось столько запутанного и непростого, что могло бы послужить сюжетом какого-нибудь сериала. Отец и мать Марка расстались вскоре после его рождения. Мужчина познакомился с гражданкой Украины, у них родилась дочь, затем вместе уехали на заработки в Португалию. Через шесть лет нелегальные мигранты Португалию вынуждены были покинуть, да и отношения между ними разладились. Жена Сивякова отправилась на Украину, где вскоре вышла замуж и родила еще одну дочь, а общая дочь Злата поехала с отцом в Ярославль.  Александр вернулся к первой жене и предложил жить вместе. На что та согласилась. Первая супруга Александра за время его пребывания в Португалии  также родила дочку (жизнь с новым партнером не сложилась), по возрасту девочка была на год младше Златы. Таким образом в воссоединившейся семье стало четверо детей. Через несколько лет родилась еще одна общая девочка, сейчас ей три годика. Сивяковы, увлекшись духовным самосовершенствованием, решили быть поближе к природе, купили участок в деревне Бор и начали строить дом, куда и перебрались в мае 2017 года на постоянное жительство с младшими детьми. В Ярославской квартире осталась старшая дочь Анастасия, учившаяся в педагогическом университете.

Марк и две его сестры пошли в сельскую школу. Педагоги ничего плохого не замечали – не было синяков и следов побоев, дети были неплохо одеты, аккуратны и ухожены, девочки вежливы и прилежны, мальчик учился похуже, но тоже не ходил в отстающих и хулиганах.

Дети между собой, судя по всему, ладили, а вот отношения между Златой и мачехой не особенно сложились. Во всяком случае, подруги девочки по школе рассказывали, что она жаловалась на мачеху и последнее время хотела уехать к родной матери на Украину.  О довольно странных отношениях в семье свидетельствует и тот факт, что когда весной Сивяковы на две недели поехали с детьми на отдых на юг,  одиннадцатилетняя Злата осталась одна в деревенском доме. Якобы девочка сама отказалась от поездки.

И Одислав, друг Анастасии

У старшей дочери Анастасии тоже большие претензии к родителям. Год назад она охотно комментировала для СМИ ситуацию, обвиняя отца в жестоком обращении с матерью и младшими братом и сестрами. По рассказам девушки отец очень изменился психологически за время жизни с другой семьей. Вернувшись к матери, он стал применять к ней моральное и физическое насилие, жестоко обращался с Марком. Девушка обвиняла родителей в том, что они практически не помогали ей материально и она со студенческих лет вынуждена была обеспечивать себя сама.

В июне прошлого года телеканал НТМ с подачи Анастасии сообщил еще одну интересную подробность. Якобы накануне того дня, когда Марк сбежал из дома, родители приезжали в Ярославль и в категоричной форме требовали от нее согласия на продажу квартиры. В это время в квартире находился друг девушки по имени Одислав, который вступил в конфликт, на что старшие Сивяковы стали высказывать угрозы: «убьем, закатаем в матрас и вывезем в лес». По словам Одислава он так испугался, что выпрыгнул из квартиры в окно, получив при этом травму.  Анастасию крепкий с виду мужчина, видимо решил бросить на растерзание родителей. Тем не менее, девушка не обиделась на слабовольного друга и под телекамерами сидела у больничной койки друга и нежно гладила его по руке.

Следствие

Все лето четверо младших детей Сивяковых, изъятые из семьи, содержались в реабилитационном центре. Особенно тяжко приходилось младшей двухлетней девочке, которая непрерывно плакала, звала маму и папу. Успокаивалась немного лишь в присутствии сестер и брата.

В августе прошлого года 11-летнюю Злату органы опеки отправили на Украину к родной матери, у которой там уже своя семья и еще одна дочь. А Марка и двух других девочек осенью все же вернули родителям, наложив на них ограничения и поставив семью под надзор органов опеки.

Муж и жена Сивяковы уже год находятся под следствием, прошли психиатрическую экспертизу, неоднократно уже побывали в суде, когда решался вопрос о мере пресечения  и месте проживания детей.Во время этих судебных слушаний Марк изъявлял желание жить с родителями, а в коридоре суда успокаивал рыдающую мать.

Как вчера сообщили в Ярославском областном следственном управлении, в отношении 44-летней женщины расследование уголовного дела завершено и передано в суд.  Женщину будут судить по ст. 156 УК РФ  — ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию  несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

По данным следствия, в период с 2013 по 2017 годы в деревне Бор Некрасовского района проживавший в семье сын обвиняемой, 2004 года рождения, неоднократно подвергался избиению со стороны своего отца, в том, числе мужчина сажал ребенка на цепь и оставлял его в будке, расположенной на территории домовладения. Женщина не только не защищала мальчика, но и не ставила в известность о происходящем правоохранительные органы, а также сама несколько раз наносила ребенку побои.

Расследование уголовного дела в отношении отца ребенка продолжается. Ему предъявлено обвинение в истязании и ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Рассказы Одислава, друга старшей дочери Анастасии, о том, что его хотели «закатать в матрас и вывезти в лес», видимо не нашли подтверждения. Во всяком случае обвинение по статье «угроза убийством»  супругам Сивяковым не предъявлены.

А в подробностях и хитросплетениях запутанных семейных отношений будет разбираться суд.  Сумеет ли он вникнуть во всей подоплеке, сказать сложно. Как показывает практика, в таких делах решения часто выносятся на основании данных, которые удобно ложатся под статью обвинения. А вот насколько они объективны и правильно ли интерпретированы, часто не особо разбираются.

Кстати, установлено, что у подростка имеется психическое расстройство. Правда, следствие будет настаивать, что эти психические расстройства развились из-за насилия со стороны родителей.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page