Евгений Марчелли поставил Островского с Константином Райкиным в главной роли

Режиссер Евгений Марчелли поставил в «Сатириконе» Александра Островского: 17 января премьера по малоизвестной пьесе «Шутники», в которую постарались уместить весь мир автора и титульных героев «Грозы», «Бесприданницы», «Леса» и «Снегурочки».

Это первая совместная постановка московского театра и экс-худрука ярославского Волковского театра Евгения Марчелли. В спектакле занято несколько поколений актеров: от недавних выпускников до самого руководителя «Сатирикона» Константина Райкина, который признался, что любит творчество Островского и давно хотел сыграть именно в этой пьесе.

До премьеры Константин Райкин рассказал о том, как живет сейчас его театр.

О драматургии

— Выбираю такие пьесы, которые меня привлекают как самого обычного жителя нашей страны. И если моя реакция на какие-то события в стране и в мире, мои тревоги и надежды находят подтверждение в пьесе, и она начинает меня волновать, тогда у меня возникает хватательный рефлекс. Взрослый театр должен заниматься не только классической драматургией, но и современными текстами. Одно другое не то что не исключает, а предполагает. Поэтому диапазон наших интересов велик — мы держим нос по ветру: присматриваемся к Любимовке, к уральским драматургическим экспериментам, которые организует Николай Коляда, к фестивалю «Ремарка» и так далее. Репертуар «Сатирикона», как всегда, принципиально не велик, но рассчитан на разные зрительские вкусы.

О педагогике

— Я занимаюсь преподаванием уже совершенно неприличное количество лет. Эта профессия требует огромных затрат душевных и физических сил. Но для меня она важна, так как необходимо воспитывать своих артистов. Чтобы они приходили «не со своим уставом в чужой монастырь», а изучали «устав» своего будущего театра еще на студенческой скамье.

Многое в нынешних студентах меня тревожит. Я всегда боюсь ошибиться и поэтому при наборе на курс провожу обычно не три, а пять туров, за которыми следуют личные беседы и коллоквиумы. И все же характер человека на первых порах распознать не удается. Нынешнее поколение студентов вызывает тревогу. Многие из них лишены самолюбия. Их очень трудно растормошить и даже обидеть в воспитательных целях. Нет рычагов воздействия на них. Ругаешь его, а он не заводится. Не воткнешь же в него шпагу! А для актера наряду с дарованием важно наличие самолюбия, сильной воли. Молодые люди несут на себе отпечаток нашего технократического времени. Тревожно, что даже самые талантливые из них не привыкли «утрудняться». Сейчас стало больше соблазнов, а силы духа — меньше. Ведь театр — это не служба, а служение. Они могут клясться в преданности театру. Но при первом предложении сняться в сериале за большие деньги эти разговоры подвергаются испытанию на прочность. Нынешние студенты не приучены читать. Они приходят из школы, не зная ничего! Для них чтение — это вынужденный процесс, иначе не сдашь экзамены.

О режиссерах

— Никогда не играю в тех спектаклях, которые ставлю сам. В прошлом был такой опыт, который отвратил меня от дальнейших подобных попыток. Поэтому приглашаю других режиссеров, которые любят ставить в «Сатириконе», так как здесь продуктивная рабочая среда, хорошая почва, на которой растет любое семя. Приглашенный режиссер может быть и знаменитым, и молодым, обладающим гораздо меньшим театральным опытом, чем я. В роли актера я всегда подчиненный. И я приглашаю режиссера быть командиром. Таков закон театра.

О жизни

— В отношении к актерскому труду, к дисциплине, к зрителям я продолжаю традиции, установленные еще до моего прихода в театр Аркадием Райкиным. Они неколебимы по сей день. Театр — это моя жизнь. У меня ничего другого нет. Я не мечтатель, а делатель. И если я что-то хочу и люблю, то делаю это. Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю…

Павел ПОДКЛАДОВ, Российская газета.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page