Абхазец, полюбивший Рыбинск

С 19 по 20 сентября в Абхазии прошёл международный турнир по домино, посвящённый памяти Ремиза Смыр. Рыбинцам это имя ни о чём не говорит. Однако этот человек (он умер в апреле нынешнего года)  связан с нашим городом. Он несколько раз приезжал к нам на турниры по домино.

В феврале 2018 года Ярославская областная федерация домино, возглавляемая Сергеем Пряхиным, провела в Рыбинске первый этап Кубка России по домино. На турнир съехались игроки со всей России. А единственным иностранным гостем был Ремиз Смыр из Абхазии. Помню, как он вошёл в зал, где мы проводили турнир. Худой, жёсткий,  с седой шевелюрой и орлиным носом, он окинул зал взором истинного благородного горца. Ремиз быстро познакомился с рыбинцами и со свойственным кавказцам гостеприимством пригласил всех, с кем успел подружиться, отдыхать в Абхазию. И рассказал нам, что всю жизнь мечтал побывать на Ярославщине, которая ему дорога, как оказалось, по очень серьёзным причинам. И мы с удивлением услышали чудесную повесть о том, что прекрасную райскую Абхазию создал… житель Ярославской губернии! Абхазия превратилась из гиблого болотистого места в цветущий курорт благодаря ярославскому купцу Николаю Игумнову. Это случилось в начале ХХ века. Купец прогневал императора, и самодержец распорядился выслать из Москвы непочтительного купца на абхазское побережье Сухумской губернии, гиблое, заболоченное место, с тьмой малярийных комаров и ядовитых змей. Опальный купец осмотрел место ссылки, прикинул возможности наладить свою жизнь и решил купить здесь 6 тысяч десятин этой самой гиблой земли…

И начались работы. Перво-наперво Николай Васильевич решил наладить на реке Бзыбь рыболовецкий промысел. Привез с Дона 150 рыбаков, построил первый на побережье рыбоконсервный завод. Потом Игумнов принялся за осушение болот: завез 800 эвкалиптов, сотни болотных кипарисов, которые постепенно освободили побережье от зловонных болот. Баржами по морю стали завозить плодородную кубанскую землю. На осушенных землях Игумнов завел племенные животноводческие хозяйства – завез в эти южные края родных ярославских буренок, которые прекрасно прижились на этой черноморской земле. Но главным, любимым детищем Николая Васильевича стал диковинный сад. Его заботами были выращены сотни мандариновых деревьев, посажены плантации лечебных деревьев — камфарного и хинного. Высажены необычные для этих мест плантации киви, манго, тунга и табака. Было запущено предприятие «Абхазский бамбук».  Сейчас даже трудно представить, сколько сделал для этого края сосланный сюда когда-то опальный купец…

Затаив дыхание, слушали мы эту красивую историю, похожую на сказку. На следующий после турнира день Ремиз уехал. В Санкт-Петербург. Он там лечился, у него была тяжёлая форма онкологии. Тяжело больной, он всё же приезжал в Рыбинск ещё несколько раз поиграть с рыбинцами в домино, поучить нашу команду сложным международным правилам.

Ремизу поставили диагноз онкология в 2016 году. И вместе с диагнозом озвучили неутешительный прогноз: проживёт не более полугода. Но плохо же медики знали абхазца Ремиза! Смертельно больной, он жил полноценной жизнью. Невзирая на страшные боли, участвовал во всех турнирах по домино. Ремиз был фанатом домино. В Абхазии это почти что национальная игра, на международных турнирах из бывшего СССР только абхазцы показывают высокие результаты. Два раза подряд (в 2016 и в 2017 г. г.) он ездил, превозмогая боль, на международные чемпионаты в Латинскую Америку. И всегда играл не за Абхазию, а за Россию.

Впрочем, он и считал себя почти русским. Родился и вырос в горном селе Абхазии, но русский язык учил с детства. После армии устроился работать пожарным инспектором, а в конце 1980-ых его направили на учёбу в Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России. Он учился на «отлично». Но когда началась грузино-абхазская война, бросил университет, вернулся на родину и принял участие в военных действиях. Ремиз Смыр был начальником Управления связи абхазской армии.

Потом он восстановился в университете, закончил его и служил в пожарных войсках России. Дослужился до полковника. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Управление подбором и расстановкой кадров государственной противопожарной службы с учетом региональных особенностей».

Ремиз Смыр оставил о себе, может быть, не слишком яркую память. Ведь домино – не футбол и не хоккей, и даже не все признают эту игру видом спорта. Поэтому имя его вряд ли будет вписано в книгу спортивных рекордов России. И, тем не менее, в своих кругах он хорошо известен. Полковник МЧС Ремиз Смыр приносил славу России в Венесуэле, во Флориде, в Мексике, в Кюрасао, Пуэрто-Рико… А на последнем турнире в Кюрасао в 2017 году он занял в личном зачете 16-е место – благодаря ему впервые Россия вошла в двадцатку сильнейших!

Мы постоянно поддерживали с Ремизом связь. В феврале прошлого года я провела две недели в Питере по делам, Ремиз проходил обследование. Мы созванивались, договаривались о встрече. Но потом он перестал отвечать на звонки и написал мне сообщение: «Мне очень плохо, не хочу в таком виде показываться друзьям. Передай привет моей «родной» Ярославщине и рыбинским доминошникам. Рад, что всё-таки побывал на вашей земле». Больше мы с ним не общались.

Мои знакомые рыбинцы, видевшие его всего несколько раз, запомнили его навсегда. И это не случайно. Яркие личности всегда запоминаются. Вечная ему память.

Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page