На месте гибели детей в деревне Кучеры построят храм

В деревне Кучеры Борисоглебского района, где год назад во время пожара в жилом доме погибли трое детей будет построен православный храм. 10 января на месте трагедии епископ Переславский и Угличский Феоктист, при участии священников прихода Ильинского храма села Ивановское отца Фёдора Божкова и отца Владимира Мартышина установил и освятил крест на месте алтаря будущего храма.  Храм будет посвящен Рождеству Христову. Проект для строительства разработал известный церковный архитектор Алексей Анатольевич Мамонов. На строительство храма пойдут деньги, которые направляли тысячи неравнодушных людей, решившие поддержать родителей погибших детей.

Напомним, страшная трагедия случилась в рождественскую ночь 2020 года.  Пожар, причиной которого стало  замыкание электропроводки, унес жизнь 11-летней Насти, 8-летнего Вани и 5-летней Тани Скорихиных. Их родители Мария и Алексей Скорихины получили травмы, но остались живы. Трагедия потрясла жителей Борисоглебского района и тысячи других людей.  Те, кто знал семью Скорихиных говорили только хорошее: верующие, добрые, трудолюбивые родители; умные, воспитанные, талантливые дети. Настя и Ваня были учениками знаменитой Ивановской школы, пятилетняя Танюшка – любимицей всех жителей деревни Кучеры и соседнего села Ивановское.

Вот как, спустя более полугода, описывала случившееся мама детей Мария Скорихина:

«Накануне Рождества, 6 января, мы весь день занимались подготовкой к празднику, были в нашем доме (в более крепком доме рядом со сгоревшим, куда семья собиралась переехать, ЗК), где доделывали ремонт, наряжали ёлку, вешали занавески, мыли полы, решили кровати не переносить, остаться спать там (в старом доме, ЗК), так как все устали, а надо было ещё на службу утром собраться в настроении и не сонными. Вечером я их отправила в тот дом (где случился пожар, ЗК) всех мыться, готовиться к причастию, сама осталась готовить праздничный стол. Они каждый читали свои молитвы из Последования. Настя читала один Канон на выбор, но тут она сказала, что они молились все вместе, даже Таня слушала весь Канон, похвалила её. Я просила их лечь спать, так как время уже было около 21:00, они стали мне звонить, что им не спится без меня, и они хотят помогать, все прибежали помогать, с ними мы всё быстренько доделали и пошли спать.

Пока мы ходили туда-сюда, переодевались, укладывались, время уже было 23:00, я это точно помню, потому, что я сказала им быстро засыпать, так как уже 11 часов и на службе они будут сонные! Все легли, до 23:30 я ещё не спала, ждала, чтобы все дети точно заснули и где-то после этого времени уснули и мы с мужем. Вдруг нас будит Иван (он спал в соседней комнате, в ней же и выход на улицу, комнаты идут вагончиком, из одной проход в другую), сам сонный, мы только разоспались, сколько времени я не знаю. Он говорит что-то невнятное, про то, что там светло и горячо, из своей комнаты мы видим, что прямо у его кровати пламя яркое и освещает всю комнату, саму стену не видно, видно, что в комнате очень ярко, явно горит. Муж выскочил оценить ситуацию, промчался мимо огня на улицу, через входную дверь, хотел успеть взять там огнетушитель или лопату, чтобы закидать снегом огонь, так как на тот момент он казался небольшим! Я сразу толкнула Ваню за ним, сказала, беги быстро за папой на улицу, я буду будить девочек. Он только побежал, как в комнате всё полыхнуло одновременно: стены, потолок, одежда на вешалках, ему уже было не выбежать, а Алексею уже было не вбежать обратно, это было всего несколько секунд!

Он с лопатой тут же пытался вбежать обратно, но его обдало стеной пламени, хотя, когда он выбегал, огонь был небольшой в районе одной стены… Я сразу подняла девочек, они вскочили, я только успела сказать им, что пожар, будем вылезать через окно, успела подойти к центральному окну, которое было единственным с открывающимися створками.  Но оно было перегорожено письменным столом, я протиснулась за стол и подняла руки, чтобы вынуть раму и в этот же момент в соседней комнате всё потемнело, я повернула туда голову, стал просто чёрный непроглядный мрак, оттуда повалил чёрный дым. С этого момента я почти ничего не помню, сознание становится обрывочным, я сорвала ногти на руках, пытаясь выдернуть раму, но она застряла между столом и подоконником, с той стороны подбежал муж, выбил стёкла, сбил пониже раму, но зазор был настолько маленьким, что у меня туда даже голова не пролезала, он попытался открыть раму, которая была закрыта, как и все зимние деревенские окна на саморезик, разбитыми стёклами он перерезал вены на руке, понял, что сам не справляется и вообще теряет сознание, побежал звать на помощь. Так как я стояла у окна в попытке его открыть и рядом с небольшой щелью воздуха, то, видимо, поэтому я осталась жива, но была уже без сознания. Когда подоспела помощь, Алексею удалось вдвоем с соседом открыть раму, протолкнуть как-то зимнюю раму внутрь и вынуть меня из окна. Вероятнее всего, в это время дети уже отошли ко Господу. Я набралась сил и в какой-то момент, обливаясь слезами, прочитала полностью заключения медицинской экспертизы, для меня было очень важно, что причиной было отравление угарными газами, а не ожог. Хотя, когда меня вынули из окна, упав на снег, я пришла в себя и пыталась залезть обратно в окно за детьми, тогда я и получила ожоги рук и глаз, и мне казалось, я слышу чей-то хрип, но стол был с верхними ящиками, как стенка, и проём между поверхностью стола и шкафчиками был очень узкий, мне не удавалось в него пролезть, а дети были или без сознания или уже не там…, но сами подойти к окну не могли. Подоспевшие соседи на тот момент выбили ещё одно окно, но только попытались проникнуть внутрь, как пожар полыхнул по всей площади дома, окно создало дополнительную тягу и огонь охватил всё помещение…  Длилось всё это, от того как разбудил нас Иван, не более 8-9 минут, в 00:30 кто-то проезжал мимо нашего дома и всё было в порядке, а в 00:38 вызвали пожарных…не мы конечно, кто-то из тех, кого уже Алексей успел позвать на помощь… Потом меня кто-то оттащил в сторону, потом увел, Алексей к тому времени лежал на дороге почти без сознания, с большой потерей крови….и всё… наша жизнь навсегда разделилась на до и после.»

Многие до сих пор задаются вопросом, как родители погибших детей пережили эту страшную трагедию, как не сошли с ума, как нашли в себе силы жить дальше? На эти вопросы тоже отвечает Мария Скорихина:

«Чему я научилась: больше ни по каким поводам я не ищу ответа на вопрос почему? Почему произошло то или иное событие, почему так и как могло быть иначе? За что? И т.п. Для меня стало очевидно, что значение и смысл всех произошедших событий и даже их знак, хорошо это было для нас или плохо, мы сможем понять, только когда сами предстанем перед Господом.

Боль от расставания с детьми сильна и останется видимо навсегда, но для верующего человека эта боль и светла… вероятность того, что наши дети оказались в Царствии Небесном, уверенно стремится к 100%, если бы они дожили даже до 100 лет, эта вероятность с каждым годом снижалась бы. Я не дерзаю предполагать, что я смогла бы их должным образом воспитать и дальше и провести их через всю жизнь такими хорошими.

Девиз этого года и надеюсь, всей моей дальнейшей жизни, мне неожиданно задала одна замечательная игуменья одного из монастырей нашей епархии: «Очень опасно начать «просто жить»! … Этот год показал всем, что каждый день может стать последним для тебя или твоего ближнего, дорогого тебе человека, а значит ни один день нельзя прожить зря, нельзя жить не имея смысла и цели, нужно расставить приоритеты, причем не поверхностно, а на глубину хотя бы «нескольких вкладок» отвечать себе честно на вопрос, зачем ты живешь, что ты делаешь, почему ты это делаешь, к чему хочешь прийти в конце…

Самое большое открытие этого года для меня – это люди! Люди, которые нас окружили своей заботой. Мы такого внимания совершенно не заслужили, но во всех этих ситуациях мы не оставались одни, такое количество людей нам искренне помогало, кто чем мог, но меня каждый раз пробирало до слёз от благодарности. Низкий всем вам поклон. Слава Богу, что все вы есть, люди с большими добрыми сердцами!»

 10 января после заупокойной литии на могиле Насти, Вани и Тани Скорихиных на кладбище в селе Ивановском епископ Феоктист прибыл в деревню Кучеры. Здесь,на месте трагедии, владыка совершил чин освящения креста «бываемый на основание храма».

«И Рождество Христово и произошедший в этот день переход детей в вечность сходны в своей непостижимости. Убежден, что храм на этом месте будет построен», – сказал владыка после освящения креста.

Проект храма Рождества Христова в деревне Кучеры Борисоглебского района

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page