Главы регионов могут избираться на свой пост неограниченное число раз

Скоро руководители российских регионов получат возможность избираться на свои должности неограниченное количество сроков подряд — а не только два, как сейчас. Это главный смысл нового законопроекта, который внесли на рассмотрение Госдумы и почти наверняка примут. При этом у президента появится больше возможностей воздействовать на региональных лидеров: он будет показывать им своего рода «желтые карточки» в виде выговоров и предупреждений, а потом отправлять в отставку (хотя и сейчас президент может воспользоваться «утратой доверия»). Наконец, в России больше не будет местных президентов: последнему региональному лидеру, который так себя называет (это Рустам Минниханов в Татарстане), придется исправить свой титул. Спецкор «Медузы»* Андрей Перцев объясняет смысл происходящего.

Что самое главное в законопроекте

Авторы законопроекта — глава комиссии по законодательству Совета Федерации Андрей Клишас и глава комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Павел Крашенинников (оба — единороссы). Этот авторский состав означает «автоматическое принятие законопроекта», говорит источник «Медузы»*, близкий к руководству аппарата Госдумы: «Клишас и Крашенинников вносят только то, что выполнено по поручению Кремля».

 Главное в новом документе, подписанном Клишасом — Крашенинниковым: он отменяет ограничение сроков полномочий для глав регионов. Сейчас они не имеют права избираться на должность больше двух раз подряд.

Прямые выборы глав регионов были отменены в 2004 году после теракта в Беслане по инициативе Владимира Путина (который объяснял это решение необходимостью укрепления «вертикали власти» для борьбы с терроризмом), а возвращены в 2012-м — при президенте Медведеве. Поэтому действующие ограничения по двум срокам касаются только глав регионов, избранных после возвращения прямых выборов.

Так, мэр Москвы Сергей Собянин был назначен главой города в 2010 году, а глава Чечни Рамзан Кадыров возглавил республику в 2007-м. Но для них сроки отсчитываются со времени их избрания на выборах — в 2013 и 2016 году соответственно.

Ограничение по двум срокам было введено в 2015 году, и тогда под соответствующим законопроектом подписались представители всех фракций. «Есть необходимость раз и навсегда навести порядок в сроках губернаторства», — уверял вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.

Почему отмена ограничений для губернаторов актуальна именно сейчас? В ближайшие годы истекают сроки полномочий 22 глав российских регионов.

В их числе — мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев (их вторые с момента избрания сроки заканчиваются в 2023 году), президент Татарстана Рустам Минниханов (второй срок истекает в 2025-м), глава Крыма Сергей Аксенов (пока может работать до 2024-го) и глава Чечни Рамзан Кадыров (его полномочия истекают в 2026-м).

Кроме того, в этом списке — статусные губернаторы других регионов: руководитель Ленинградской области Александр Дрозденко и ростовский губернатор Василий Голубев (пока могут работать до 2025-го), глава Тульской области, бывший охранник Владимира Путина Алексей Дюмин (срок его полномочий истекает в 2026-м).

 Что еще меняет законопроект

Почти всех региональных руководителей России ждет унификация названий их должностей. Сейчас большинство из них — 60 из 85 — официально называются губернаторами. Национальными республиками управляют главы республик (кроме Татарстана, где до сих пор сохраняется титул президента); Тамбовской и Липецкой областями руководят главы областных администраций; Москвой — мэр.

По новому законопроекту региональные руководители будут именоваться одинаково — «глава»; с указанием региона, который он возглавляет. Однако полной ликвидации «губернаторов», похоже, не случится.

Во-первых, действующий глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников уже объявил, что новшества не коснутся руководителей городов федерального подчинения — Санкт-Петербурга и Севастополя: они останутся губернаторами (своим титулом будет дальше пользоваться и мэр Москвы). Во-вторых, документ допускает, что после статуса «глава» можно указывать и другое наименование, которое разрешено Конституцией или Уставом региона.

Прямо запрещается называть главу региона только президентом. До 2010 года президентами именовались руководители большинства российских республик. Первым в 2010-м об отказе от президентского статуса объявил Рамзан Кадыров. Чуть позже норма об отказе от президентских должностей в национальных республиках была закреплена законодательно. Несмотря на это, главе Татарстана Рустаму Минниханову удалось еще на несколько лет сохранить возможность называть себя президентом. Теперь в России будет только один президент.

Зачем все это на самом деле нужно

«Суть этого законопроекта, как и в случае с поправками в Конституцию, — это „обнуление“ сроков для нужных людей. А все остальное — типа унификации названий и подобного — гарнир. Ничего такого здесь, что требовало какой-то немедленной реакции, нет: жили столько лет без унификаций и еще бы могли прожить», — сказал «Медузе»* источник, близкий к руководству «Единой России».

«Нужные люди», по его словам, это в первую очередь мэр Москвы Сергей Собянин, президент Татарстана Рустам Минниханов, а также глава Чечни Рамзан Кадыров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

По мнению политолога Александра Пожалова, законопроект расширяет «коридор будущих возможностей для президента Владимира Путина и его администрации в вопросах кадровых перемещений ресурсных представителей управленческой элиты, не связывая президента какими-то искусственными процедурными ограничениями». Например, Собянину или Воробьеву будет трудно подобрать новый пост, соответствующий их влиянию, говорит политолог.

«На перспективу, конечно, законопроект снимает какие-либо ограничения для Рамзана Кадырова во главе Чечни. Четвертый ресурсный и статусный губернатор, в отношении которого через четыре года можно ждать применения этой схемы, — это глава Татарстана Минниханов. И здесь как раз есть политический размен: элитам Татарстана предлагается отказаться от символических атрибутов особого статуса в обмен на возможность следующих сроков для главы республики», — объясняет Пожалов.

Александр Пожалов видит еще одну практическую пользу законопроекта для администрации президента: «Вероятно, по логике Кремля, это должно сдерживать элитные группы от попыток досрочного поиска сменщиков для тех или иных ключевых губернаторов [и] развязывания заблаговременных внутриэлитных конфликтов за ресурсный регион. Но все это отнюдь не гарантирует консервации — и того, что губернаторы в каких-либо ресурсных регионах действительно пойдут на третий срок: президент ближе к нужной дате сможет принять любое решение на свое усмотрение».

 Александр Пожалов называет это введением своеобразных «желтых карточек» для губернаторов. «Если рейтинг федеральной власти и президента в регионах будет снижаться либо губернаторы будут давать поводы для масштабной критики политики власти в целом», — называет он возможные причины для того, чтобы «выписать» такие «карточки». «Выговоры и предупреждения станут и сигналом для региональных элит, что губернатор не пользуется полной федеральной поддержкой, а это может приводить к активизации внутрэлитных кампаний против него», — считает Пожалов.

 Война с коммерсантами в заксобраниях регионов

Важную поправку законопроект вводит и в работу законодательных собраний: например, депутаты, которые работают на неосвобожденной основе (то есть не получают в региональных парламентах зарплату), после принятия закона будут считаться «лицами, замещающими государственную должность субъекта». Из этого следует, что им будет запрещено заниматься бизнесом — а сейчас в законодательных собраниях регионов много бизнесменов, которые как раз и занимают такие «неоплачиваемые» кресла.

«Депутаты Госдумы замещают федеральные госдолжности, а депутаты законодательных собраний региональные госдолжности не замещают. А почему? Природа у Думы и региональных парламентов одна — это законодательные органы государственной власти», — считает политолог Виталий Иванов.

«Волна борьбы с коммерсантами в заксобраниях возникает периодически, федеральные выборы прошли, теперь [у федерального центра] руки развязаны, — замечает он. — Наверное, у губернаторов возникнут какие-то проблемы с лояльными бизнесменами, но они их как-то решат».

* Признана Минюстом иноагентом.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page