Теперь семья — это двое собачек и один ребенок

К 2030 году население России сократится на 8 млн человек. Ситуация стала чрезвычайной, ведь каждый год численность женщин детородного возраста уменьшается на 0,6%, пик рождаемости смещается в сторону старших возрастов, когда болезней у женщин все больше, а вероятность болезней у детей — все выше. Проблему обсудили эксперты на Петербургском экономическом форуме.

Демографическая беда является угрозой существованию России, поэтому речь идет не просто о цифрах, а о будущем: быть или не быть России и какой ей быть. Это вопрос национальной безопасности, отметил главный специалист Минздрава РФ по репродуктивному здоровью, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина Олег Аполихин.

«Наша страна самая большая в мире, но по населению занимает лишь 9-е место в мире. И если ситуация не изменится, а тенденция именно такая, то к 2050 году мы будем уже на 18-м месте. Наша страна уменьшится. Нам достаточно 10 млн среди трудоспособного населения, чтобы наступило т.н. кориолисово ускорение, когда мы не сможем уже выйти из ситуации необратимого сокращения пропорции уменьшающегося количества молодых и увеличивающегося количества пожилых», — сказал специалист.

Он отметил, что Россия достигла исторического минимума младенческой смертности, в чем большая заслуга Минздрава, но наша страна единственная в мире, которая полностью финансирует ЭКО.

«Что такое ЭКО? Это не лечение. Это искусственное преодоление бесплодия, взятое по большому счету из ветеринарии. То есть у нас все больше и больше людей, которым это необходимо», — добавил он.

Миллиарды рублей направляются на снижение младенческой и материнской смертности, но там, где эти показатели минимальны, регионы вымирают, а там, где они самые большие, а это Северный Кавказ, население растет за счет хорошей рождаемости.

Инструментом снижения рождаемости является господствующая идеология — живи для себя, потребляй удовольствия, считает эксперт. Он напомнил то, о чем ранее говорил неоднократно. Население больно. Молодежь под воздействием этой идеологии начинает жить половой жизнью в 16-17 лет, а вступают в брак к 30 годам. То есть много лет молодые люди живут половой жизнью без целеполагания создать семью, зарабатывая себе болезни. И к тому времени, когда они хотят иметь детей, многие уже не могут родить сами. 77% женщин при родах имеют патологии. Отсюда и потребность в «высоких технологиях». Система здравоохранения же болезнецентрична, то есть заинтересована в больных, а не здоровых, так как именно больные приносят прибыль.

По опросу, на который он сослался, 85% женщин хотят иметь лишь двоих детей. Но из-за разных проблем реальная рождаемость намного ниже. И когда их спрашивали, почему вы не родите следующего ребенка, то большинство отвечали: а для кого? Первого женщина рожает для себя, а последующих — только если рядом мужчина.

Но если для здоровья женщин в стране созданы хорошие условия, то система федерального внимания к мужскому здоровью отсутствует.

«Мы женщиной занимаемся, а мужчиной — нет. И вот он, сегодняшний парень: отложения жира по женскому типу — грудь, живот, бедра. Это не просто изменения фигуры. Это и снижение потенции. Это снижение мышечной массы, повышенная утомляемость, недостаток жизненных сил, депрессивное настроение. Если таких мужчин будет все больше, мы нагрузим наше здравоохранение. А ведь мужчина — это становой хребет экономики. Они умирают с 45 до 65 лет (52% мужчин умирают до 65 лет). 74% мужчин умирают на рабочем месте, то есть система здравоохранения их не видит вообще. И если мы будем просто вкладывать дополнительные средства, то мы ничего не изменим. Все показатели у нас по болезни, а не по здоровью», — признал Аполихин.

Система здравоохранения должна быть ориентирована прежде всего на сохранение людей здоровыми, а не на лечение больных, заключил эксперт, связав воедино демографию и здравоохранение.

Характерным и подтверждающим правоту Аполихина стало выступление замминистра здравоохранения РФ Олега Салагая, который говорил об ЭКО, абортах, младенческой смертности, неонатальном скрининге, бездымной среде в кафе. И вроде бы все сказанное по отдельности верно, но само выступление в целом лишний раз показало, что Минздрав больше интересуется достижением показателей, а не здоровой жизнью населения и демографией страны.

Тем временем каждый год численность женщин детородного возраста уменьшается на 0,6%, сообщила замдиректора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава РФ Наталья Долгушина. Она рассказала, что пик рождаемости смещается в сторону старших возрастов, когда болезней у женщин все больше, а вероятность болезней у детей — все выше.

По ее словам, демографическая ситуация стала чрезвычайной.

Она затронула важную современную проблему сексуальной рецессии. «Молодые люди вообще не хотят вступать в половые отношения. Им некогда, они зависимы от компьютерных игр. Они зависли в детском возрасте», — подчеркнула Долгушина.

Другие спикеры тоже говорили о важных вопросах: профилактике заболеваний, резервах роста продолжительности жизни, — но все это частности. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов в конце сказал, пожалуй, самые главные слова.

«Если двое собачек и ребенок — это лучшая семья для многих россиян, чем трое детей, то ничего ни с помощью медицины, ни с помощью госпрограмм мы сделать не сможем. В Забайкальском крае 65% населения живет в селах, где рождаемость традиционно высока. И много десятилетий у нас рождаемость была выше двух детей на женщину. Но когда к нам проник интернет и люди стали жить в соцсетях, все обвалилось. Самое главное — ценности, которые должны быть заданы на самом высоком уровне», — заключил Осипов.

Евгений ЧЕРНЫШЕВ, Накануне.ру

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page