ДЭГрадация выборов

Прошедшие выборы стали свидетельством затухания общественно-политической жизни в Ярославской области.

Выборы состоялись: Михаил Евраев избран Губернатором Ярославской области, сформированы vуниципалитеты в Ярославле, Ростове, Угличе, избраны поселковые Советы. Однако горечь и неудовлетворенность ходом избирательной кампании и результатами выборов выросла. Неуклонный рост деградации избирательной системы в стране, и особенно, в Ярославской области продолжился. Ярославская область по числу избирателей, пришедших к урнам, оказалась на последнем месте (на 82-ом) по России.

В ходе избирательной кампании М. Евраев получил очень солидную морально-психологическую поддержку от высшего руководства страны в лице Президента РФ Владимира Путина и премьер-министра РФ Михаила Мишустина.  Наконец, финансовые расходы кандидата в губернаторы М. Евраева, его присутствие на телевизионных местных каналах просто не сопоставимы с другими кандидатами. По данным финансовых отчетов кандидатов в Губернаторы на 5 сентября, т.е. за 6 дней до Единого Дня голосования, — у М. Евраева избирательный фонд составил 87 млн. рублей, а М. Парамонова, основного оппозиционного кандидата на выборах, он был в 120 раз меньше. По данным Избиркома и Сбербанка, 67 миллионов М.  Евраеву пожертвовал «Ярославский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития» и 20 миллионов — «Фонд поддержки будущих поколений». Обе организации аффилированы с «Единой Россией». Напомним, что Михаил Евраев шел как самовыдвиженец. «Ярославский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития» был основан в 2002 году. Его президентом сейчас является В. Сякина. Учредитель организации по данным Росстата и сервиса «Контур. Фокус», – «Межрегиональный общественный фонд поддержки Всероссийской партии «Единство и Отечество» — Единая Россия», зарегистрированный в Москве. Другая общественная организация «Фонд поддержки будущих поколений» зарегистрирована в Москве по тому же адресу, что и «МОФ поддержки Всероссийской партии «Единство и Отечество» — Единая Россия» (Банный переулок,3).

Всего на предвыборную кампанию по официальным данным М. Евраев потратил свыше 70 миллионов рублей. Из них 20 миллионов рублей ушло на оплату труда сборщиков подписей, которых О. Каменецкая – руководитель штаба общественной поддержки М. Евраева – почему-то назвала волонтерами. На самом деле, волонтер – человек, который в свободное время оказывает добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность. При этом он не получает за это денежного или материального вознаграждения.  На всех местных телевизионных каналах постоянно показывались сюжеты с участием кандидата в губернаторы Михаила Евраева, причем без всякой оплаты со стороны кандидата. Конечно, они преподносились, как освещение деятельности и. о. губернатора Ярославской области, однако в период избирательной кампании являлись агитационно-пропагандистскими материалами.

Сам Михаил Евраев, думаю, у неравнодушных к судьбе региона ярославцев вызывает пока симпатии.  Хотя бы тем, что энергично взялся за ремонт городских дорог и благоустройство жилых дворов. Хочется верить, что эти действия – не предвыборная акция, которая заглохнет после сентября.

На исход выборов в муниципалитет г. Ярославля, продемонстрировавший внушительную победу партии «Единая Россия», повлиял отказ от партийных списков. Раньше ярославские избиратели голосовали не только за кандидатов в депутаты муниципалитета в одномандатных округах, но и за партию. На этих выборах они такой возможности лишились. Зато благодаря такому новшеству партия власти значительно укрепила свои позиции – завоевала 34 депутатских мандата из 38. В успехе немалую роль сыграли большие деньги.

В ярославской печати отмечалось, что на широкую ногу ведут себя те кандидаты от партии власти, чье участие, например, в выборах в Ярославский муниципалитет профинансировано уже вышеупомянутыми организациями — АНО «Центр социальный исследований и развития гражданских институтов» («ЦСИ и РГИ») и Ярославским фондом поддержки регионального сотрудничества и развития (ФПРСР). Эти некоммерческие организации вместе профинансировали избирательную кампанию 19 кандидатов в депутаты, связанных так или иначе с партией «Единая Россия». Средняя сумма пожертвования на одного кандидата — порядка 1,5 миллионов рублей. Самыми «денежными» оказывались проблемные для «Единой России» одномандатные округа. Так, в 21-м одномандатном округе директор школы № 49 Ж. Берестовая получила на свою кампанию 5,2 миллиона рублей от ФПРСР и «ЦСИ и РГИ». При этом оппозиционные и популярные у ярославцев кандидаты в округе А. Каширин и Н. Бобрякова на двоих привлекли чуть больше 300 тысяч рублей. В избирательном округе № 1 у кандидата в депутаты А. Артемьева затраты составили чуть больше 400 рублей, а основной кандидат в депутаты  Ярославского муниципалитета О. Румянцева получила 3,5 миллиона рублей. В печати по этому поводу язвительно отметили: «Кажется, Антона можно было победить и с меньшими затратами….  Схема, по которой проходят муниципальные и губернаторские выборы в Ярославской области, оказывается очевидной: создать видимость конкуренции и «завалить» деньгами проблемные округа, чтобы наверняка получить половину мандатов. Тогда и к легитимности избрания главы региона вопросов не возникнет, и представительный орган областной столицы будет принимать только нужные решения».

ДЭГрадация выборов в Ярославской области проявилась и в том, что резко упал интерес у избирателей к электронному дистанционному голосованию (ДЭГ). По сравнению с прошлым годом, когда 19 сентября проходили очередные  выборы депутатов Государственной Думы РФ, количество желающих принять участие в дистанционном голосовании уменьшилось более, чем в два раза. Тогда на ДЭГ зарегистрировались 86 758 человек, в этот раз – 36 562 человека.

Как отметил Олег Захаров, который во время парламентских выборов руководил Избирательной комиссией Ярославской области, на прошлогодних выборах избирательные штабы кандидатов от ЕР Коваленко и Ушаковой делали серьезную ставку на голосование через интернет. В те выборы в одномандатных округах победу одержали другие кандидаты – Анатолий Лисицын и Анатолий Грешневиков. Однако по итогам дистанционного электронного голосования эти два кандидата были вторыми, пропустив вперед представителей «Единой России» А. Коваленко и Л. Ушакову. Данный казус надолго поколебал доверие ярославских избирателей к дистанционному электронному голосованию. Председатель комитета по законодательству Ярославской областной Думы Э. Мардалиев в интервью заявил: «Именно поэтому дистанционное электронное голосование так выгодно представителям власти. Случаи, когда работники бюджетной сферы или представители крупных предприятий жаловались на то, что руководство заставляет их голосовать за партию власти».

Депутат Госдумы РФ. А. Грешневиков подчеркнул: «Наши конкуренты боятся, что «бюджетники» будут голосовать за оппозицию, поэтому дело доходит до того, что у людей отбирают пароли от Госуслуг, чтобы сам начальник сделал выбор за них, или заставляют всех голосовать под контролем начальника с одного компьютера по очереди. С таким мы сталкиваемся впервые».

Многие эксперты, анализируя место и роль дистанционного электронного голосования говорят: раньше приходилось подвозить карусельщиков, проводить вбросы, а здесь просто виртуальным нажатием пальца можно получить нужный результат.

И последнее, на что следует обратить внимание с точки зрения качественного улучшения избирательного процесса: необходимость восстановления порога явки избирателей в Единый День голосования.  Нижний обязательный порог явки избирателей был отменен в ноябре 2006 года.  Депутаты Госдумы РФ и сенаторы Совета Федерации посчитали, что в России сложилась зрелая демократия. В этих условиях большинство избирателей своим отказом от участия в выборах могут делегировать меньшинству свои полномочия. Но если минимальный порог не будет возвращен, то политтехнологические игры с активностью электората будут продолжаться. Гипотетически порог явки может снизиться до нескольких избирателей, что окончательно дискредитирует избирательную систему в России. В тех регионах, где у действующей власти есть серьезные социально-экономические или политические проблемы и в силу этого у нее нет полной уверенности в победе на выборах, она образно выражаясь, «сушит» явку голосующих на избирательные участки. И, наоборот, в тех регионах, где политическое пространство хорошо контролируется органами власти, там ее «разгоняют», насколько можно в пределах законности. В Ярославской области, чувствуется, что велась определенная работа по минимизации явки населения на избирательные участки. По словам кандидата в Губернаторы Ярославской области от КПРФ М. Парамонова, к нему не раз обращались люди с вопросами, почему на избирательных участках даже нет объявлений о предстоящих выборах. То есть многие из них, кто обращался к нему, думали, что отменили выборы. Хотя выборы были довольно значимые — муниципалитет и губернатор».

Все это свидетельствует о том, что в Закон о выборах необходимо внести существенные коррективы: действующий чиновник, участвующий в выборах, чтобы не использовал свое должностное положение, обязан уходить в отпуск на период избирательной кампании. Либо у него, как и других  кандидатов, эфирно-телевизионное время обязано быть одинаковым. Необходимо внести определенные ограничения на величину избирательного фонда, чтобы выборы не превращались в состязание «денежных мешков». Законом о выборах обязать всех кандидатов участвовать в дебатах, а тех, кто  уклоняется от них, снимать из предвыборной гонки. Возвратить минимальный порог, чтобы прекратились политтехнологические игры с активностью электората. Чтобы Дистанционное электронное голосование завоевало авторитет у населения, на определенное время сопровождать его для проверки «бумажным» голосованием через КОИБы.

Владимир Корнилов, к.э.н., депутат Ярославской областной Думы 2-го созыва (1996-2000 гг.)

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page