Если говорить в приближении ко всем россиянам, то самой важной частью послания я бы обозначил понимание Путиным важности рыночной экономики.
В последний год мы слышим с право- и левоконсервативной сторон о необходимости введения мобилизационной (сталинской) экономики, огосударствления, двухконтурной финсистемы и всего того, что осталось далеко в прошлом или окончательно дискредитировало себя.
Я уже не раз писал о том, что главное отличие нынешнего времени от позднесоветского — это наличие частной экономики и инициативы людей. Вообще же, если посмотреть на отдельные сектора российской экономики, то не просто самые стойкие, но и растущие — те, где максимум такой частной инициативы и минимум огосударствления. Это сельское хозяйство, логистика, торговля, пищевая промышленность, финтех, строительство и т. п.
Если к этому прибавить еще инфраструктуру и рост потребления (т.е. рост доходов), то в них был бы совсем стремительный взлет.
Инфраструктуру я бы вообще возложил на олигархический класс. Путин сегодня еще раз напомнил им о том, что они почти все потеряли на Западе — и далее будут терять. Что деньги наконец-то надо вкладывать внутри страны. На стоимость одной средней яхты в $300 млн можно было бы «вылизать» до блеска три средних райцентра — со всеми дорогами в городе, коммуникациями, очистными сооружениями, новыми системами ЖКХ и общественным транспортом.
Ну и о так называемых экономических преступлениях, о которых говорилось и в этот раз. Сколько уже твердят о том, что за них не надо сажать в СИЗО, да и по подавляющему большинству дел, где даже есть вина, можно и нужно обойтись без лишения свободы. Достаточно большого штрафа, который пойдет в какой-нибудь фонд для больных людей. Часто это вообще сведение счетов (как принято говорить, «спор хозяйствующих субъектов»). Незыблемость частной собственности и нормальный арбитраж тоже сделали бы свое дело.
Павел Пряников, журналист