Темная сторона технологий: беспилотная смерть

Это должно было рано или поздно случится: технология распознавания лиц (ТРЛ) стала военной. С ее помощью уже давно не только верифицируют личность — допустим, в метро или чтобы открыть iPhone, — но и охотятся за людьми, которых государство считает опасным. Теперь их можно не только вычислять с помощью камер, но и превращать в молекулы ударами ракет с нейросетевыми боеголовками.

ВВС США получили технологию от стартапа RealNetworks, который ранее заключил оборонный контракт по созданию боевой версии алгоритмов машинного обучения. Расположенная в прогрессивном Сиэтле компания разработала смертельной опасный софт всего за $800 тыс.

Новое ПО позволит находить и уничтожать «врагов государства» в любой точке планеты. Представьте себе, как если бы камеры в том же метро не просто записывали данные, а были оснащены пулеметами, которые срабатывали бы при появлении в кадре преступников, — это даст вам возможность оценить масштаб новости.

Некоторые БЛА и так уже обладают почти полной автономностью и способны двигаться по маршруту без помощи оператора. Вдобавок они получают лицензию на убийство — допустим, в их память будут загружены лица людей, признанных Вашингтоном террористами или военными преступниками.

Авторы проекта уверяют, что дроны могут использоваться для спасательных миссий: например, для поиска людей, пропавших в дикой местности. Однако куда вероятнее, что ИИ заставят выполнять спецоперации по ликвидации противника, находящегося в максимально удаленных от американской территории точках.

Надо сказать, что в США использование ИИ в подобных целях не является чем-то однозначно одобряемым. Городские власти Сан-Франциско наложили запрет на правительственное использование нейросетей — подобные запреты действуют и в некоторых других местах страны, доказывая эффективность местной демократии хотя бы на локальном уровне.

На федеральном уровне закон, запрещающий использование ИИ и высокотехнологичное распознавание лиц силовиками, пока только обсуждается. Ряд политиков считают, что его применение надо легализовать с помощью ордеров, аналогичных тем, что выдаются на прослушку подозреваемых в тяжких преступлениях.

Идея совместить дроны и софт для обнаружения конкретных людей не так уж нова. ООН подозревала, что подобные БЛА уже применялись в 2021 году в ходе столкновений между участниками гражданской войны в Ливии. Дубай, Китай, Россия активно используют ТРЛ в полицейских операциях.

Нынешний украинский конфликт показал, что дроны являются важнейшим инструментом современного военного дела. Также мы увидели, насколько легко обе стороны могут изготовить различные модификации этого оружия. Помимо тяжелых ударных и разведывательных дронов, самые обычные коммерческие версии активно допиливаются с помощью 3D-принтеров и кустарного производства — и превращаются в камикадзе или мини-бомбардировщики. Впрочем, когда боевые действия имеют такой масштаб, ТРЛ не особо нужен. Зато легко представить, что он будет активно использоваться новым поколением хайтек-киллеров для выполнения заказных убийств.

Уже скоро на рынок попадут мини-дроны — на вид сущие игрушки размером с птицу и даже насекомое. Словно охотник-искатель из «Дюны», они смогут незаметно проникать в самые защищенные помещения, находить нужного человека и поражать его отравленными иглами, разрывными пулями или крошечными ракетами.

Увы, такова темная сторона технологий — сколько они дают, столько и забирают.

Алексей ЙЕСОД, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page