Владимир Корнилов. Путин и его ответственность за будущее России-2

Следующей мерой в решении вопроса укрепления «вертикали власти» стало принятие Конституционным Судом Российской Федерации в 2000, 2001 и 2009 гг. по инициативе Президента РФ В. В. Путина Постановлений о приведении республиканских Конституций и Уставов регионов в соответствие с Конституцией РФ.

Федеральный Центр отверг легитимность провозглашенных в 1991-1992 гг. суверенитетов в республиках России.  На законодательной основе временно (с 2004 по 2012 гг.)  были внесены коррективы в формирование губернаторского корпуса. Также был изменен характер формирования верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совета Федерации. В ельцинский период Совет Федерации Российской Федерации превратился в клуб «феодалов», где каждый губернатор или президент республики откровенно лоббировал интересы своей территории. Теперь Совет Федерации формируется из числа представителей от исполнительной и законодательной власти. В докладе «Политико-административный ландшафт региона и его эволюция», подготовленном Московским центром Карнеги в 2007 г., отмечалось: «На место системы феодально выстроенных пирамид пришла система параллельных вертикалей. Разрушение «пирамид» связано, прежде всего, с утратой губернаторами политической самостоятельности и принудительным открытием регионов для внешнего бизнеса…., вынужденных согласовывать с федеральным центром даже ключевые назначения в собственной администрации». Таким образом была повышена ответственность губернаторов и глав республик перед государством, у руководителей регионов появилась возможность не быть креатурой местных клановых группировок этнического или мафиозного характера, отпала необходимость в популизме.

Поучительны организационно-политические действия В. В. Путина в период пребывания его премьер-министром РФ в 2008-2012 гг. Тогда в общественных кругах России сложилось довольно мощное лобби в поддержку выдвижения  В. В. Путина кандидатом на должность Президента для избрания на третий срок. Предлагалось внести соответствующую поправку в Конституцию РФ, отменяющую право избираться на эту должность только дважды. Путин не пошел на этот шаг, понимая, что такое вольное обращение с Основным Законом страны откроет путь для внесения существенных поправок в главный правовой документ ради сиюминутных интересов того или иного политика, находящегося у власти. Это подорвет как авторитет Основного Закона  РФ, так и авторитет самого политика, пренебрегающего основными конституционными принципами. Вместе с тем В. В. Путин прекрасно понимал, что, заняв пост  премьер-министра, он (в соответствии с Конституцией РФ)  значительно ослабит свои позиции государственного деятеля вплоть до возможной досрочной его отставки при определенном стечении обстоятельств. За два президентских срока у него появилось немало врагов как внутри, так и за пределами страны. В. В. Путин предпочел быть не техническим, а полноправным премьер-министром РФ. Чтобы упрочить свое положение в новой должности, В. В. Путин рекомендует в качестве преемника Д. А. Медведева — менее амбициозного политического деятеля, чем С. Б. Иванов. Сам же становится  Председателем партии «Единая Россия», значительно усилив свое политическое влияние в Государственной Думе РФ и в Совете Федерации. Подобного рода превентивные шаги со стороны В. В. Путина позволили ему действительно стать не «техническим»  главой Правительства РФ, а главной фигурой в системе государственной власти, несмотря на конституционные полномочия Д. Медведева как Президента РФ. Журнал «Коммерсантъ-Власть» отмечал: «При «нетехническом правительстве» во главе с Владимиром Путиным и ориентированном на него Федеральном Собрании РФ способность Администрации Президента влиять на политику окажется весьма ограниченной. Тем более что назначения в Администрации Дмитрий Медведев также, скорее всего, должен будет согласовывать с Владимиром Путиным».

Сторонникам В. В. Путина  пришлось пойти на выпуск радикальной газеты «Не дай Бог», как это уже было в ходе президентской кампании в марте 1996 года.  Тогда острие этой газеты из-за угрозы коммунистического реванша  было направлено против Г. Зюганова. Теперь статьи, фотографии и карикатуры носили яркую антилиберальную направленность. Они наглядно иллюстрировали антигосударственную и прозападную политику лидеров «Болотной площади».  Митрополит Агафангел писал: «Призывы отменить результаты выборов в Госдуму, освободить «политзаключенных» как пресловутых ставленников антироссийских сил на Западе и, главное, отстранить от власти лидера национального  и государственного возрождения России Владимира Путина, выдают подлинных кукловодов  протестных акций в Москве. Открытая поддержка «борцов с режимом» Госдепом США, господами Березовским и Бжезинским – неужели все это не указывает ясно, в чьих интересах протест».

В. В. Путин не поддался давлению противников его участия в выборах Президента РФ. Он со своим штабом организовал куда более активную кампанию, чем его оппоненты. Он перехватил у оппозиции, преимущественно левопатриотической, ее лозунги.  Все это позволило ему выиграть выборы Президента РФ в первом туре.  Не стоит сбрасывать со счетов и боязнь возникновения хаоса в  стране, которую почувствовали избиратели в процессе противостояния между сторонниками непримиримой оппозиции, митинговавшими на Болотной площади, и сторонниками В. Путина, собравшимися на Поклонной горе. Большинство жителей России здраво представило последствия  прихода к власти оппозиции в результате выборов в лице А. Навального, Б. Немцова, М. Прохорова, В. Рыжкова, Д. Быкова и др., которые скомпрометировали себя приверженностью прозападной политике.

В период третьего и четвертого президентских сроков В. В. Путин  решительнее выступил за  превращение России в глазах всего мирового сообщества в страну-лидера в отстаивании традиционных нравственных ценностей народов России, опирающихся на христианскую (православную), мусульманскую и буддистскую религии.

Исходя из путинских представлений о ценностях, Россия не должна  поддаться новым европейским стандартам в области общественного поведения (пропаганда идей секс-меньшинств, гедонизма, антипатриотизма и космополитизма, исторического беспамятства и т.д.).  Для Путина Россия — страна, где недопустима реализация формулы: «Если Бога нет, то все дозволено» (Ф. Достоевский), где в семейно-брачных отношениях обязательно присутствуют «мать» и «отец», а не родитель № 1 и родитель № 2. В ходе спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины, российскому обществу неизбежно придется осознать себя как последнюю инстанцию по защите традиционных ценностей, а также тех ценностей исторической Европы, от которых западное общество в силу морально-политической деградации в конечном счете начало отказываться.

            С приходом В. В. Путина на пост Президента РФ произошли серьезные изменения в понимании роли внешней политики как фактора укрепления «вертикали власти» извне, чтобы Россия могла заявить о себе как об одном из наиболее важных субъектов мирового процесса. Для этого государство встало на путь «многовекторных отношений» в международных делах. При   Б.Н. Ельцине высшее политическое руководство делало ставку на укрепление связей только с ведущими странами Запада (прежде всего, с США и Германией), причем на положении младшего партнера. При В. В. Путине Россия упрочила  международные экономические и политические отношения с Китаем, Индией, Южной и Северной Кореей, Вьетнамом — на восточном направлении; с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Аргентиной – на латиноамериканском направлении; с Турцией, Ираном – на юго-восточном. В последние годы стали восстанавливаться экономические отношения со многими африканскими странами. На саммит «Россия — Африка» (23 октября 2019 года) прибыли лидеры более сорока африканских государств. Программа второго саммита Россия-Африка, запланированного на июль 2023 года, будет обширнее программы первого. В наши дни практически ни одна из африканских стран не присоединилась к санкциям против России.

Безусловно, путинский взгляд на  формирование власти в интересах России как великой державы оказался не по душе тем мировым силам, которые после распада СССР отводили ей в системе координат нового мирового порядка роль только сырьевого придатка Запада. Именно этим объясняется резкая, доходящая до личных оскорблений, критика курса В. В. Путина, развернувшаяся в западных СМИ после объявления Президентом РФ о начале военной спецоперации на Украине 24 февраля 2022 г. Эта критика подчас принимает запредельно оскорбительный характер. Чего только стоит призыв американского сенатора Грэма убить Путина. Сама же нелицеприятная критика курса В. В. Путина в западной прессе началась с 10 февраля 2007 г., когда он в своей речи в Мюнхене четко высказал мысль, что «Россия после 20-летнего периода серьезных уступок Западу ожидает, чтобы ее не на словах, а на деле признавали равноправным партнером на международной арене. Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику». Один из слушателей Мюнхенской речи американский сенатор Д. Маккейн (он сидел на первом ряду в зале) заявил: «Когда я взглянул в глаза Владимира Путина, то

увидел три буквы “КГБ”». В. В. Путин, предвидя негативную реакцию Запада на свое выступление, понимал, что спокойные на тот  момент отношения России и Запада  могут  завершиться усилением противостояния вплоть до конфронтации. Чтобы быть готовым к подобным отношениям с западными странами в финансово-экономическом плане, Президент РФ 22 ноября 2005 года провел совещание с Советом директоров Союза золотопромышленников России об укреплении и развитии золотодобывающей отрасли. На этом совещании он поручил ЦБ РФ значительно увеличить долю золота в валютных резервах страны. Тогда золотой запас составлял 387 тонн, в 2022 году – 2301,66 тонн. Золото – лучшая ликвидная инвестиция, если Россия не желает попасть в зависимость от доллара. Золото в условиях экономических санкций — самое надежное покупательное средство, обеспечивающее финансовую и экономическую безопасность страны. Под руководством В. В. Путина в качестве Председателя Правительства РФ в 2010 году была принята Доктрина продовольственной безопасности России, нацеленная на самообеспечение страны главными продуктами питания. В то время руководство РФ не раз заявляло о своей приверженности идеалам свободной торговли и правилам Всемирной торговой организации (ВТО), усыпляя бдительность западных противников России, на самом деле разрабатывала и осуществляла программы господдержки сельхозотраслей. Введенные Западом из-за Крыма и Донбасса экономические санкции позволили России решительнее заняться восстановлением агропромышленного комплекса. Народ в целом поддержал усилия государства по введению эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда европейских государств.

Владимир КОРНИЛОВ, кандидат экономических наук, доцент.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page