В России огромная проблема с учителями, стране впору задуматься о том, чтобы на уровне государственной стратегии заняться формированием положительного образа учителя. С таким предложением к министру просвещения Сергею Кравцову обратилась первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Нехватка учителей приводит к уменьшению количества классов, закрытию школ и, как следствие, чрезмерной наполняемости классов, отмечает депутат. При норме на одну ставку 18 часов в неделю 22% учителей имели в прошлом году нагрузку 24-29 часа, а 26% — 30 часов и выше. Ясно, что при такой нагрузке ни о каком качестве уроков говорить не приходится.
Учителя просто зарабатывают себе на жизнь, беря по полторы-две ставки, так как одну ставку при нищенской зарплате в регионах в 15-20 тысяч прожить невозможно, подчеркивает член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор ряда вузов и популяризатор математики Алексей Савватеев.
По прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будет не более 6% учителей до 30 лет. В школу при таких условиях просто никто не хочет идти. Вероятно, именно поэтому власти решили разрешить работать в школе после колледжа и техникума. Некоторые учителя опасаются, что в школы пойдут недоучки. В 2021 году руководитель Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко оценила дефицит учителей в школах в 250 тысяч.
В сентябре прошлого года Кравцов заявил о том, что в школах «максимальная укомплектованность кадрами«. Тогда как понять разрешение на работу в школе для выпускников колледжей? Чтобы им можно было меньше платить?
«Арифметика» тут простая: выпускнику педагогического техникума совсем необязательно платить столько же, сколько получают выпускники вузов, а значит, ставки зарплаты упадут», — уверен председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Педагогам предложено добавить к отпуску один день в качестве компенсации за День учителя.
В марте Лантратова предложила наделить учителей статусом госслужащих. Как писало Накануне.RU, в России учителей физики, химии, информатики, географии, биологии минимум на треть меньше, чем школ. То есть даже при расчете один учитель на школу в трети школ их просто нет. По словам Савватеева, в России масса районов, где в радиусе многих десятков километров не найти, например, учителя физики. И речь не о Якутии, а о центральной России. Во многих школах один учитель от безвыходности ведет сразу несколько предметов.
Глава городского родительского комитета Санкт-Петербурга и школьный учитель информатики Михаил Богданов пишет, что одними фильмами проблему не решить. Однако факт взрывного прироста числа поступающих в военные учебные заведения после выхода в свет фильма «Офицеры», заказанного именно для этой цели Минобороны, неоспорим. Как и прироста поступающих в педвузы после фильма «Доживем до понедельника».
«Очевидно, что правильная пропагандистская работа (в правильном смысле слова) в вопросе популяризации профессии учителя просто необходима! И это — государственная задача, которую проведением «Года наставника и педагога» не решить», — написал он.
О популяризации профессии учителя Минпросвещения говорило еще в 2020 году. Однако пока мало что изменилось.
Как считает Савватеев, необходимо просто поднять зарплату учителям. По итогам прошлого года она составила почти 50 тысяч рублей, говорится в недавнем докладе Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования. Цифра выглядит неплохо. Однако в целом по России медианная зарплата составила лишь чуть более 60% от средней (40 тысяч и 65 тысяч соответственно). То есть для учителей медианная зарплата едва превысит 30 тысяч. «Чистыми» остается 25 тысяч или чуть больше. Иными словами, половина российских учителей реально получают менее 25 тысяч и только половина — больше этой суммы. Если же учесть, что большинство учителей работают больше, чем на ставку, то труд российского учителя оценивается нищенской суммой в 15-20 тысяч рублей в месяц.
Как говорят некоторые учителя, на одну ставку нечего есть, а не две некогда учить. Только займется ли этой проблемой Минпросвещения?