Без фальшивых нот. К 110-летию со дня рождения Тихона Хренникова

В этом году в России отмечают 110 лет со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова – выдающегося советского и русского композитора и пианиста, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, лауреата нескольких Сталинских и Ленинской премий. Российские и зарубежные музыковеды по праву считают композиторское дарование Т.Н. Хренникова музыкальным портретом советской страны в ХХ веке. 

Тихон Хренников несколько раз приезжал в Ярославль, Рыбинск и Углич, давая авторские концерты с участием Ярославского симфонического оркестра, 11 — летнего  скрипача-вундеркинда Вадима Репина и скрипача Леонида Когана. В апреле-мае 1970 г. он  открывал праздник искусств народов СССР в Ярославле.

В жизни, по завету отца, Т.Н. Хренников исповедовал два принципа: первый – стремись жить в достатке и давай жить другим. Второй принцип — слишком не переживать из-за неудачи и чересчур не радоваться успеху. В этом он считал залог его продолжительной жизни и многочисленных достижений в музыкальном творчестве и общественных делах. В 13 лет Тихон пробует свои силы в написании музыки, удивив всех своими первыми произведениями для фортепиано, – вальсы «Воспоминание», «Грезы», «Фантазия».

После окончания музыкального техникума Гнесиных талантливого юношу в 1932 году принимают сразу на второй курс Московской консерватории.

Уже с первых шагов в большой музыке он своими произведениями заявил о себе, как серьёзный композитор, сочетающий традиционный русский мелодизм с экспериментом. Суть его новаторства  состояла в том, что большая часть его симфонических произведений укладывалась в 20 минут. Учитывая темп современной жизни, он говорил: «Надо уважать слушателя — нельзя его долго мучить». Первая симфония, которую он написал в 22 года, прозвучала в  Большом зале Московской консерватории, а через год транслировалась по Всесоюзному радио на всю страну. Первой симфонией заинтересовались американские музыканты Ю. Орманди, Л. Стоковский, А. Тосканини и другие дирижеры, которые  включили ее в свой репертуар.  Американская пресса в 1937 году отмечала: «Без сомнения, это самое многообещающее произведение, которое пришло из России за последние годы; это надо признать, несмотря на то, что музыка Шостаковича еще свежа в нашей памяти».  О том, насколько в 30-е годы прошлого столетия высока была популярность Т.Н. Хренникова в музыкальном мире не только в СССР, но и за рубежом, свидетельствует один интересный случай. В 1959 г. Т.Н. Хренников в составе делегации советских композиторов прибыл в Америку. И к нему подбежал незнакомец: «Тихон! Тихон Хренников! Это я – Сэмюэль Барбер! Вы столько сделали для меня!»

Все члены делегации, включая самого Т.Н. Хренникова, растерялись, полагая, что это «буржуазная провокация». Но оказалось, что совсем наоборот. В 1935 г. С. Барбера, тогда юного музыканта, призвали в армию, где ему  отказывали заниматься любимым делом. И тогда он пишет письмо в Советский Союз, в страну, которая, по его мнению, «помогает всем униженным и оскорбленным». В качестве адресата он выбирает композитора  Хренникова, произведения которого знал и любил. В ответном письме Т.Н. Хренников пишет, что в Рабочей Крестьянской Красной армии к талантам молодых призывников относятся крайне уважительно:  либо они служат в военном оркестре, либо их вообще освобождают от военной службы. На основании письма Т.Н. Хренникова С. Барбера, в будущем известного американского композитора, освобождают от военной муштры. сцену из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

В годы Великой Отечественной войны на экраны страны выходят 2 фильма, музыку к которым написал Тихон Хренников: в ноябре 1941 года – «Свинарка и пастух», в 1944 году – «В 6 часов вечера после войны». Участием в создании музыки к этим фильмам, получившим оглушительный успех у кинозрителей, он окончательно утвердился одним из выдающихся музыкальных деятелей молодой советской композиторской школы. В 1948 году, по личной инициативе Сталина,  он возглавил Союз композиторов СССР и оставался на этом посту 43 года, вплоть до распада Советского Союза.

Он вспоминал: «Я никогда не представлял себя общественным деятелем. Было много заказов, я с наслаждением писал музыку. Но однажды, почти ночью, мне позвонили из ЦК и попросили немедленно приехать. Так я узнал, что назначен генеральным секретарём Союза композиторов…». В период перестройки и в 90-е годы ХХ столетия со стороны коллег прозвучало немало оскорбительных выпадов в его адрес. Обвиняли его за то, что поддерживал сталинский режим, проводя в своих музыкальных  произведениях и общественной деятельности политику партии коммунистов. Вокруг его имени утвердился миф, как о главном «карателе» и «гонителе» прогрессивных музыкантов: Д. Шостаковича и С. Прокофьева, позже А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной и других, вошедших в т.н. «хренниковскую семерку».

После просмотра оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»  в Большом театре руководством страны во главе со Сталиным, буквально через неделю в Центральном печатном органе ВКП (б) в газете «Правда» (февраль 1936 г.) появилась статья под названием «Сумбур вместо музыки» В ней отмечалось: «Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме.…  Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке».

Позиция партии в области музыкальной культуры полностью соответствовала музыкальным вкусам Т.Н. Хренникова. Для него была очень важно сохранение «национальной русской культуры», «чистоты русского искусства», поддержать которые, по мнению композитора, можно было только путем отказа от авангардизма в музыке. Ему идейно были чужды композиторы, которые в мире музыкальной культуры слишком ориентировались на западное искусство.Сторонники зарождавшейся советской инструментально-вокальной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.) считали музыкальный стиль и язык  дореволюционных  русских композиторов устаревшим.

Тихон Хренников принял активное участие в обсуждении  среди советских музыкантов Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 годаи опубликованных статей в  газете «Правда»: «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». В своем выступлении он отметил: «Постановление от 23 апреля 1932 года было ставкой на сознательность советского художника. Этого экзамена советские художники не выдержали.

После увлечения западническими тенденциями появилась тяга к простоте, подействовала работа в театрах, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше самосознание, росло стремление быть по-настоящему советскими композиторами, людьми своей эпохи; сочинения Гиндемита перестали нас удовлетворять. Вскоре приехал Прокофьев, с заявлением, что советская музыка — это провинциализм, что самым современным композитором является Шостакович. У молодёжи наступило противоречивое состояние, вызванное, с одной стороны, личным стремлением к настоящей музыке, к тому, чтобы музыка была проще и понятнее массам, — и высказываниями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев, с другой…».

Но не без личного участия Т.Н. Хренникова, как Председателя комитета по присуждению государственных премий в области музыки,  Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев снова стали получать Сталинские премии. В должности председателя Союза советских композиторов он лично никогда не писал в ЦК ВКП (Б) письма в духе доносов на своих коллег-музыкантов и не позволял другим этим делом заниматься. За время его деятельности на этом посту ни один член Союза композиторов не был репрессирован и тем более расстрелян. В свое время знаменитый итальянский дирижёр П. Ардженто, не раз гастролировавший в Советском Союзе, отмечал: «Я бы учредил специальную награду для главного защитника русской советской музыкальной культуры. Ни в одной стране мира классическая музыка не пользуется таким почитанием, как в СССР. И в этом заслуга Тихона Хренникова, который сумел оградить её от опошления и профанации».

В период ликвидации СССР, он, человек сильного духа, не отрёкся, подобно многим, от советской родины и от своих убеждений. В своём последнем интервью «Я чист перед музыкой и народом» (газета «Завтра», 27.09.2006) он говорил о Сталине  и его эпохе: «Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро — воспитывал, так сказать, своих сотрудников. […] Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев, мне один раз пришлось поспорить. […] Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества».

Тихон Хренников  негативно высказывался о лидерах перестройки, виновных в распаде СССР. «Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачёва и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства… К искусству у нас несерьёзное отношение. Процветает дилетантизм. Но за красивым видом не скроешь фальшивых нот. То, что звучит по телевизору, — это мусор».

В конце долгой и плодотворной жизни, незаслуженно обиженный оголтелыми антисталинистами, девяностолетний Хренников мучительно осмысливал свою прошлую музыкальную и общественную деятельность. “Сопричастность к тому, что происходило, тяжким грузом лежит на моей душе. Мысленно про себя, я часто возмущался тем, что происходило. Приходилось маневрировать, произносить громкие слова, ловчить, чтобы не вызвать гнева верхов и в то же время не предать товарищей. Но если положить на весы дела, они перетянут слова». Приехав на родину в город Елец в преддверии музыкального фестиваля его имени, он зашел на службу в церковь. Он встал в центре храма, склонил голову, моля о прощении.

Считаю, чтобы восторжествовала правда о таких личностях советской композиторской школы, как Т.Н. Хренников, историкам музыки необходимо давать оценку их деятельности в контексте

того времени, в которое  они жили.Современные исследователи музыкального творчества Т.Н. Хренникова отмечают,  если  бы его творчество ограничилось только такими песнями, как  «Артиллеристы, Сталин дал приказ!», «Что так сердце, что так сердце растревожено», «Песня о Москве», «Московские окна», «Песня верных друзей (Лодочка)», то вполне было бы достаточно, чтобы причислить его к классикам советской музыки.

Умер Тихон Хренников 14 июля 2007 года в Москве на 95-ом году жизни. Похоронили великого маэстро симфонической, оперной и песенной музыки на родине в городе Ельце во дворе родного дома, в котором он родился и жил с родителями, братьями и сестрами. По завещанию Тихона Николаевича, над его могилой водружен православный крест.

Владимир КОРНИЛОВ, доцент, кандидпт экономических наук, Ярославль.

 

 

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page