Скончался Владимир Андреевич Ковалев

29 сентября в Ярославле на 89-ом году жизни скончался почетный гражданин Ярославля и Ярославской области Ковалев Владимир Андреевич. Он прожил яркую и долгую жизнь, много сделал для города и Ярославской земли.

Вот  что писали мы в «Золотом кольце» накануне его 75-летия в статье «Ковалев — человек государственный»:

Он родился 23 ноября 1934 года в глухой таежной деревеньке, которой никогда не видел, только знает, что она есть где-то в Кемеровской области, причем детей, мальчишек, родилось сразу двое. Было им месяцев по девять, когда родители надумали переехать из одной деревни в другую. Сидя в санях, мать держала малюток на руках, сани при быстрой езде все время заносило, и в какой-то момент они перевернулись. Один из малышей распеленался — и в снег… Так и остался Владимир без брата-близнеца. Хотя мальчишек в семье и так было четверо. У Ковалевых одни парни рождались.

Семья жила бедно. Родители не имели никакого образования, правда, обладая природным умом, желанием найти лучшую долю для всех, отец постоянно повышал свое образование, учился и в конце концов вышел в люди, как говорится, получил достойную профессию, а мать так и осталась домохозяйкой, занималась домом и детьми.

В школу Владимир пошел в военном сентябре 42-го. А в декабре прямо со школьной скамьи, как он помнит, из десятого класса уходил на войну старший брат, через два года ушел в армию второй брат. Отца в армию не взяли по состоянию здоровья, так что работал он в тылу, но доход от этой работы был невелик, и семья еле сводила концы с концами. Выручало свое домашнее хозяйство, держали корову, поросенка, кур, сажали огород. Самыми главными работниками были мальчишки — 13-летний Володя да 11-летний младший брат. Такое детство было — в заботах о насущном хлебе.

Потом из Кемеровской области Ковалевы переехали под Новосибирск, есть такая станция Инская в Первомайском районе — большой железнодорожный узел, так называемые ворота Кузбасса. Через эту станцию проходили железнодорожные составы, груженные углем, лесом, а во время войны везли танки, проезжали вой­ска… Все там было железнодорожное, и люди работали в основном на железной дороге. Даже школа, которую заканчивал Володя Ковалев, считалась железнодорожной. Старший брат, второй по счету, работал машинистом на электровозе, железнодорожником стал отец, которого потом избрали секретарем партийной организации этой узловой станции. В дальнейшем его, человека активного, ответственного, избрали вторым секретарем Первомайского райкома партии.

Это были как раз те годы, когда первым секретарем горкома партии в Новосибирске был Федор Иванович Лощенков. Учась в школе, Владимир слышал это имя, слышал от отца, но самого знать не знал и видеть не видел. И трудно было предугадать, что потом на долгие годы судьба свяжет этих двух неординарных людей.

СЛУЧАЙНОСТИ СУДЬБОНОСНЫЕ

Отец хотел, чтобы Владимир стал военным. Военным летчиком был старший сын, который после войны служил в Германии, чем родители очень гордились, потому и Владимира готовили в военные. По направлению военкомата он поехал поступать в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского. Но в училище попасть не удалось — по здоровью не подошел.

— Меня и еще пять или шесть человек забраковали по здоровью и отчислили. Это было 5 августа, а экзамены во всех институтах с 1 августа, — рассказывает Владимир Андре­евич. — Помню, на Невском зашли в какой-то магазин, там телефон-автомат, начали по справочнику звонить в один институт, второй… Везде ответ одинаков: прием закончился. Так дошли до кораблестроительного института. Позвонили туда, а нас спрашивают: вы откуда? Признались, что нас комиссовали из училища имени Дзержинского. А, говорят, тогда приходите, раз вы хотите свою жизнь с кораблями, с морем связать…

Пришли. А там конкурс — девять человек на место. И абитуриенты уже сдали по два экзамена из шести. Им поставили условие: с какой группой хотите, с такой и сдавайте, но закончить должны со всеми вместе.

— Всякое было, — смеется Владимир Андреевич, — и шпаргалки, и друг за друга сдавали, через день, а то и каждый день…

Из шести друзей прошли по конкурсу только трое, в том числе Владимир Ковалев.

Он никогда не мечтал быть кораблестроителем. Учась на первом курсе, все еще мечтал о военном училище, а потом вдруг увлекся кораблями, полюбил свою студенческую группу, не захотел отрываться от друзей. Так и отучился шесть лет, получив диплом инженера-кораблестроителя.

В жизни Владимира Ковалева вообще, как оказалось, очень много судьбоносных случайностей. Например, случайно он попал в Ярославль. По направлению из института он должен был ехать в Калининград. Тогда были еще совнархозы, совнархоз и направил его совсем не на тот завод, на который он хотел попасть в Калининграде, а на другой, маленький, в поселке Светлом. Приехал, посмотрел и понял, что не хочет участвовать в жизни этого завода. Попросил, чтобы руководство отказалось от него как от специалиста — так иногда поступали молодые специалисты, которых не устраивало место будущей работы. Директор завода, а следом за ним и совнархоз молодому инженеру навстречу не пошли: специалисты были нужны. Расстроенный, он сел в поезд и укатил в Ленинград. Пришел в общежитие, в свою комнату — нет никого, все разъехались. Грустно. Дал на всякий случай телеграмму приятелю, который получил направление в Ярославль, чтобы тот переговорил с руководством Ярославского судостроительного завода, не примут ли еще одного специалиста без направления. Приятель ответил: примут. Так началась ярославская биография Владимира Ковалева.

САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ

Директор Ярославского судостроительного Дмитрий Трофимович Дудченко радушно принял новоиспеченных инженеров. Владимир Ковалев до сих пор ему благодарен. Очень много занимался директор производственным воспитанием молодых, доверяя им ответственные должности, поддерживая в них творческий дух. Из Ленинградского кораб­лестроительного их было человек шесть, и все работали в одном цехе N 1. С благодарностью вспоминает Владимир Андреевич и начальника цеха Василия Павловича Мастерова. Он сам был молодым, чуть постарше своих подопечных, но сумел создать в цехе творческую атмосферу, создать крепкую команду единомышленников.

— Это были самые счастливые годы, — вспоминает Владимир Андреевич, — строительство замечательных кораблей и не только. Строили дома для заводчан, детские комбинаты, начиналось проектирование дворца культуры. Построили дворец спорта, создали киностудию, фотостудию, организовали команду мотоциклистов, проводили мотокроссы. Устраивали конкурсы художественной самодеятельности между цехами. А самое главное — начали строительство новой серии кораблей.

Там, на заводе, встретил свою единственную на всю жизнь любовь.

На заводе Владимир Андреевич прошел путь от рядового инженера, помощника мастера, затем главного инженера до директора предприятия. Причем главным инженером стал в тридцать лет. Директором судостроительного Владимира Ковалева назначили

в 71-м, а ушел с завода он 1 января 1980-го.

КАК ЛОЩЕНКОВА

НА КОРАБЛЕ ПОСУХУ ПРОВОЖАЛИ

А получилось так. Когда на заводе строили противолодочный корабль, захотел его посмотреть первый секретарь обкома. Лощенков приехал на завод в сопровождении своих коллег, с целой свитой заведующих отделами. Показали ему завод, новый корабль, который стоял на стапелях готовый к отправке на испытания. На корабле уже жил личный состав. Командир корабля построил экипаж, доложил первому по всем правилам, что экипаж готов к выполнению задач, поставленных перед ним Родиной. Федору Ивановичу понравилось все: корабль, цеха завода, большая стройка — строил завод комплекс технического училища, — чистый ухоженный микрорайон судостроителей.

— Проводили мы его с завода интересно, — рассказывает Ковалев. — Был у нас новый корабль на воздушной подушке, способный ходить как по воде, так и по суше. На нем и отправили Лощенкова. Так что вышел Федор Иванович, проплыв по водной шири Волги, прямо на песочек, на пляж в районе Стрелки, а там уже машины ждали…

И ВСЕ ВРЕМЯ ВОЗРАЖАЛ

В 79-м встал вопрос о новом руководителе горисполкома. Второй секретарь обкома партии Владимир Федорович Горулев пригласил Владимира Андреевича на беседу, мол, хочет партийная организация предложить его кандидатуру на пост председателя горисполкома.

— Я категорически возражал, мотивируя тем, что не знаю города, городского хозяйства, — говорит Владимир Андреевич, — что по профессии я кораблестроитель. Ну если я не справляюсь с руководством завода, скажите, в чем мои ошибки, за что, мол, с завода выгоняете.

Горулев на все эти возражения рукой махнул. А Ковалев еще надеялся, что министр судостроительный защитит его от местных властей, не даст забрать с завода. Однако не таков был Федор Иванович Лощенков, чтобы задуманное не осуществить. Все уже заранее было согласовано и с ЦК КПСС. И когда министр узнал, что у него из-под носа забирают ценный кадр, со всеми вышестоящими все было согласовано. Ничего не оставалось делать, как согласиться. А впереди была еще беседа с Самим.

— Мне по секрету шепнули перед встречей с Федором Ивановичем: не смей там возражать, а то мало не покажется. Пришлось сказать, что я хоть в городском хозяйстве ничего не понимаю, раз доверяете — буду работать.

МЭР — ДОЛЖНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

Года полтора на самом деле тяжело себя чувствовал в этой должности. Такое ощущение было, что, уйдя с завода, с родным домом простился. Еще лет восемь после ухода жил в родном микрорайоне. Утром смотрит в окно — весь микрорайон к заводской проходной тянется, а ему — в другую сторону. Грустно.

И все-таки свою новую работу он полюбил, когда понял, что похожа она на производство, только масштабнее. И мэр — пройдет совсем немного лет, когда назовут его должность официально именно так, — не политик, а хозяйственник.

Масштабы работы захватили, буквально растворился в ней. И время было созидательное. Тем более что Ярославль тогда готовился к своему юбилею — 975-летию. Город строился, полным ходом шла реконструкция хоккейного дворца, стадиона «Шинник», завершалось строительство речного вокзала, ТЮЗа. Город расцветал на глазах.

Но время было такое, что человек партийный обязан был подчиняться воле партии, какой бы эта воля ни была. На одном из пленумов партийная организация города избрала Ковалева первым секретарем горкома КПСС. И опять он возражал.

— Я говорил, что даже в пионерской организации никакие должности не занимал, что партийной работы не знаю…

Возражений никто, разумеется, не принял, и Владимир Ковалев с такой же, как и прежде, ответственностью, серьезностью и творческим подходом отдался своей новой работе. Но не так надолго. Дальше он становится сначала заместителем председателя облисполкома, потом председателем. Перед ним уже новые задачи — такие проблемы области, как электрификация, газификация, строительство дорог на селе, объектов соцкультбыта по всему региону… Вот тут-то и пошло-поехало. Ярославцы избирают его народным депутатом России, членом Верховного совета РФ. Сам того не желая, с головой окунается Владимир Андреевич Ковалев в государственную политику, становясь между наказами избирателей и верховной властью.

БУРНОЕ ВРЕМЯ

Работал с такими кадрами, как Ельцин, Хасбулатов, Руцкой, пережил ГКЧП, движение народного фронта, вызовы в прокуратуру, потому что писали разные кляузы отдельные ретивые демократы…

— Было у некоторых, к счастью не у всех, демократов такое суждение: если человек работал в партийных и советских органах, то он чуть ли не враг народа. Потому писали, клеветали. Но не нашла прокуратура никакого криминала.

Тяжелые, смутные годы были. Область, вся Россия без руководства оказалась. Правительство Советского Союза потеряло управление страной, а правительство России еще не встало на ноги — ему еще не до регионов было. Регионы варились в собственном соку. Приходилось искать продовольствие — с полок магазинов в одночасье исчезло все, заниматься картошкой, макаронами, мясом, выживать. Даже нынешние тридцатилетние помнят то талонно-бандитское время начала 90-х. Бурное время.

Хорошо, что этот непростой период закончился без глобального кровопролития. Все было на грани того, что могли бы всколыхнуться силы в России, в других республиках, которые неизвестно куда могли бы привести страну.

ТАКАЯ ОНА У НАС, РОДИНА

В конце декабря 91-го президент Ельцин подписывает указ об упразднении структуры облисполкомов, создании администраций регионов. Исполняющим обязанности главы администрации в Ярославской области назначается Анатолий Иванович Лисицын. Несмотря на дружеские отношения Владимира Андреевича Ковалева с президентом России, о нем — ни слова.

— 4 января 1992 года я собрался в отпуск, — вспоминает Владимир Андреевич, — встретились с Анатолием Ивановичем в моем кабинете, я его поздравил, сказал: садись за мой стол и управляй областью, вот тебе ключи от сейфа, а больше мне тебе передавать нечего…

Четыре месяца отставленный руководитель области, как он сам выразился, болтался без работы, не представляя, чем он будет заниматься. Правда, надо отдать должное новому руководителю региона, который предложил Ковалеву занять в его администрации должность советника. Отказался, дескать, мешать не буду. И наверное, в этом есть свой резон.

Так закончилась государственная карьера человека, всю свою энергию, мощный организаторский талант, жизнь посвятившего служению государству, которое не удосужилось ни оценить огромный труд на его же благо, ни поблагодарить, ни осудить. Равнодушие — вот что более всего ранит. Что делать, такая она у нас, Родина, которую мы все-таки любим, беззаветно служим ей.

Владимир Андреевич Ковалев, будучи председателем облисполкома очень помог «Золотому кольцу» во время трудного становления газеты. За это ему огромная благодарность.

Выражаем искреннее соболезнование родным, близким, друзьям.

Вечная память!

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page