Рыбинская акватория

– Часто вижу, как взрослые рассказывают детям, а гиды – туристам о Волге как одной из главных транспортных артерий страны, о том, что великий волжский путь служил основой экономики России. Интересные факты приводят, но на словах. А хотелось бы увидеть воочию эти свидетельства прошлых эпох или хотя бы их модели. Но сделать это сейчас невозможно. Мы поставили перед собой задачу восполнить этот пробел, – говорит создатель частного музея «Рыбинские рыбы» Алексей Алексашин.

А так как в Рыбинске вот уже несколько лет реализуется проект по стилизации исторического центра под XIX век, благодаря чему город превратился в музей под открытым небом, именно это время Алексей Алексашин и его соратники выбрали за точку отсчета. Их проект «Рыбинская акватория» призван показать, какой тогда видели Волгу жители Рыбинска и приезжающие в город.

 

Не только пароходы в то время курсировали по Волге: тысячи судов разных типов бороздили тогда ее просторы. К примеру, в XIX веке – а это время расцвета волжского судоходства – значительную часть грузов доставляли по великой русской реке на гусянах. Гусяна – судно легкое, с плоским дном и низкими бортами, палуба располагалась лишь у носа и кормы. Оно могло пройти даже на мелководье. Название этому тихоходному «корыту» подарила река Гусь (приток Оки), протекающая по Владимирщине и Рязанщине. Здесь, как считается, первоначально строились эти широкие и длинные водные «грузовики». По течению гусяна шла под небольшим парусом, правильное направление ей задавали посредством располагавшихся на носу и на корме широких весел. А против течения ее тянули бурлаки – гусянщики.

Грузы для транспортировки выбирали такие, чтобы не слишком пострадали при перевозке на открытом всем ветрам судне. А вот чувствительное к влаге зерно перевозили чаще всего на мокшанах. У них имелась двускатная крыша, чтобы защитить продовольствие от дождя. У мокшаны тоже имелись два рулевых весла – спереди и сзади. И название ее тоже произошло от названия реки Мокши – притока Оки.

Настоящими плавучими крепостями казались с берега гигантские беляны – плоскодонные суда, использовавшиеся для перевозки вниз по Волге древесины. Они представляли собой, по сути своей, гигантские поленницы и плыли неспешно, как белые облака по синему небу, отличаясь от основной массы водных транспортных средств светлой окраской. Белянами их называли из-за цвета: их не смолили, поскольку использовали всего один раз и по прибытии в место назначения просто разбирали на доски.

Унжаки строили обычно в расчете на одну навигацию. Эти деревянные плоскодонные грузовые суда ходили по мелководью с весны до осени, а потом их разбирали и продавали на дрова.

А вот расшивами дорожили и использовали не один год не только из-за их функциональности (крепкое судно со сплошной палубой, которая расширялась, или, как тогда говорили, «расшивалась» за пределы бортов за счет наставок со стойками). Расшива радовала глаз своей красотой: стойки обшивали досками, украшали затейливой резьбой и окрашивали в яркие цвета – красный, зеленый иногда и с позолотой. Историк волжского пароходства Иван Шубин сравнивал расшиву с горделиво плывущей по волнам огромной птицей, чьи крылья-паруса трепетали от ветра.

– Сегодня даже жители Верхневолжья мало знают об этой странице нашей истории. А она интересна. Мы хотим рассказать о Рыбинске в пору его расцвета, когда он считался одним из крупнейших речных портов Северо-Запада Российской империи, – говорит Алексей Алексашин.

Грузы доставляли в Рыбинск с низовьев Волги крупнотоннажными судами, здесь перегружали на небольшие, способные пройти по мелководным рекам и каналам. Рыбинск был связующим звеном нескольких водных систем. Мариинская соединяла Волгу с Балтийским морем. По Северо-Двинской можно было доплыть до Белого моря. По Тихвинской суда входили в реку Мологу. По Вышневолоцкой следовали к Твери. Статус логистического центра или, говоря современным языком, транспортного хаба, способствовал развитию торговли, ремесел и промышленности. Город окрестили столицей бурлаков, построили в нем третью в стране товарную биржу, что само по себе говорит о многом. Представьте себе, сколько судов швартовалось к здешним причалам!

Алексей Алексашин вместе с единомышленниками планирует создать макет волжской акватории с использованием богатого опыта, наработанного в процессе работы над архитектурно-историческим макетом старинной Мологи. Все объекты на нем представлены так, как они выглядели в начале XX века – за три десятилетия до того, как город попал в зону затопления Рыбинского водохранилища.

– Историческая экспозиция «Рыбинская акватория» и образовательный сайт проекта нацелены на сохранение и популяризацию ярких и славных страниц истории нашего края. Через мастер-классы, экскурсии, просветительские лекции, квесты мы будем приобщать жителей города и туристов к истории и культуре своей малой родины, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свершения предков, – поясняет энтузиаст.

Итогом работы станет постоянная интерактивная историческая экспозиция.

– В нашей команде краеведы, историки, художники, архитекторы, инженеры, педагоги и представители многих других профессий. Сделать предстоит очень многое, – озвучивает планы Алексей Алексашин.

Масштабный проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив с выделением более 9,8 миллиона рублей на его реализацию. Сам музей «Рыбинские рыбы» выделит на эти цели около 6,5 миллиона, рассказывает Ярославский регион.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page