Сегодня ночью задыхались

Сегодня на заседании постоянной думской комиссии по экономике и хозяйственному комплексу будет обсуждаться проект закона «Об экологическом контроле на территории Ярославской области». Вообще, проект этого закона не первый раз выносится на обсуждение законодателей и каждый раз не находит поддержки. В основном против выступают депутаты-директора.

ТО, что проблема с экологией, и в общем в России, и в нашей области, в частности, стоит остро, доказывать не надо. Тем более странной была очередная реорганизация сложившейся системы экологического контроля, произошедшая в 2000 году: Госкомэкологии России был ликвидирован — слит с Министерством природных ресурсов, и в связи с этим территориальные комитеты по субъектам Федерации существенно сокращены. В Ярославской области количество инспекторов уменьшилось с 60 до 12. Значительно были сокращены и их функции, которые в основном свелись к проверке оформления предприятиями и организациями документации для уплаты налогов в экологический фонд. При этом областные, городские комитеты лишили возможности контролировать ситуацию с загрязнением окружающей среды, инспектировать предприятия и организации. О том, что экологическая ситуация никак не контролируется свидетельствуют и самые простые житейские примеры. Мы, журналисты, практически ежемесячно сталкиваемся с ситуацией, когда в редакцию обращаются жители какого-нибудь микрорайона или же целого района с жалобой на то, что «сегодня ночью задыхались», «в воздухе стоял желтый туман». И на все обращения в городской или областной комитет по экологии получаем одинаковый ответ: «У нас никаких выбросов не зафиксировано.» Интересно проанализировать и такой факт. После того, как предприятиям практически разрешили самим определять уровень загрязнения окружающей среды, областной комитет государственной статистики, который на основании отчетов предприятий определяет уровень экологической ситуации в области, тут же отметил резкое снижение вредных выбросов в атмосферу — за год на тридцать процентов. Специалисты экологи просто диву даются — объемы производства увеличились, внедрения новых систем очистки не было, а снижение такое грандиозное. То же самое со сбросом в водную среду. Водозабор повсеместно увеличивался, а статистика выдает, что сброс сточных вод в 2001 году по сравнению с предыдущим сократился на 10 миллионов тонн. Это при том, что опять же никакие новшества по утилизации сточных вод не вводились. Разработанный проект областного закона об экологическом контроле и предлагает воссоздать, хотя бы частично, инспекторскую службу, занимающуюся непосредственно экологическим контролем за деятельностью предприятий. Кстати, многие регионы, в том числе и соседние — Вологодская, Ивановская области своими силами сохранили структуру экологического контроля и не только не сократили численность работников, занимающихся этими вопросами, но даже и увеличили их контингент, особенно на уровне городов и районов. У нас же в области до сих пор не принят ни один экологический закон. Еще на стадии обсуждения против него выступают многие директора предприятий, особенно тех, которые являются основными загрязнителями. Основной их довод — хватит на наши головы проверяющих. Так, по оценке экологов, примерно половину всех выбросов в атмосферу области дают предприятия АО «Ярэнерго» и «Яртеплоэнерго», причем таких высокотоксичных, как диоксида азота и диоксида серы. Эти выбросы от многочисленных ТЭЦ поступают в воздух вообще без какой-либо очистки. Всего в 2000 году в воздух Ярославля поступило 11754 тонн диоксида азота, 46540 тысяч тонн диоксида углерода, 24231 т диоксида серы. Эти вещества не только способствуют развитию различных тяжелых легочных заболеваний, аллергий, но длительное воздействие на организм этих веществ вызывает у человека мутации на генном уровне. Между прочим, при принятии закона принято смотреть, какие он повлечет затраты бюджетных средств. Так вот принятие пакета законов, направленных на защиту окружающей среды, может не только улучшить всю экологическую ситуацию, что в конечном счете скажется на здоровье населения, но и даст непосредственный доход бюджету — если налоги в экологический фонд и штрафы предприятиям-загрязнителям оценивать реально.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page