Слабовидящим надо помочь

В государственной думе Ярославской области уже почти год прорабатывается проект закона «О компенсациях молодежи с ослабленным зрением на оперативное лечение». И вот во вторник на ближайшем заседании думы он будет вынесен на обсуждение депутатов.

О том, что проблема близорукости и других заболеваний органов зрения является важной социальной проблемой нынешнего общества, долго объяснять не надо. Но, наверное, не слишком многие представляют настоящие ее масштабы. В Ярославской области более 30 процентов населения имеют аномалии зрения. У каждого пятого ребенка школьного возраста эти аномалии либо уже существуют, либо могут развиться в ближайшее время. С каждым годом становится все больше людей, у которых дефекты зрения не поддаются коррекции даже с помощью очков и контактных линз. Кроме того, сама по себе близорукость совсем не так безобидна, как может показаться. Близоруким людям падение, несчастные случаи да просто физические нагрузки грозят серьезными осложнениями, которые могут привести к полной потере зрения. У женщин с близорукостью выше минус шести возникают проблемы с рождением ребенка естественным путем, так как физические нагрузки во время родов могут привести к отслойке сетчатки и слепоте. В то же время Ярославль уже несколько лет является признанным центром по лечению офтальмотологических заболеваний. Операции и лечение в наших клиниках проводят на мировом уровне. Достаточно сказать, что в некоторых из них около половины пациентов — приезжие из других регионов страны, Москвы, Санкт-Петербурга и даже из-за рубежа. Казалось бы, остается только порадоваться за наших врачей и их пациентов. Однако беда в том, что операции на глазах дорогостоящие, и большинство из них не входит в перечень обязательных медицинских услуг, подлежащих оплате через систему страховой медицины (так называемая программа государственных гарантий). А это значит, что пациент должен оплачивать все эти прогрессивные виды лечения самостоятельно. Страховая медицина у нас сейчас существует в неком правовом вакууме. Законы, которые регламентируют ее деятельность, приняты в 1991 — 1993 годах, когда система лишь только устанавливалась. Естественно, десять лет назад многие виды лечения еще не были разработаны, взгляд на проблему был другой, другие цены на платную медицинскую помощь. У больных, которым необходим какой-либо вид лечения, не включенный в программу государственных гарантий, есть еще один выход — обратиться в свою страховую компанию с просьбой оплатить лечение. На это страховые компании могут расходовать до двух процентов от всех денежных средств, перечисляемых им территориальным фондом ОМС (это так называемый резерв предупредительных мероприятий). Как следует из отчета ТФ ОМС, в 2000 году страховым медицинским компаниям в Ярославской области было начислено в этот резерв 8,5 миллиона рублей. Однако совсем не факт, что страховая фирма эту просьбу удовлетворит, гораздо чаще бывает наоборот. А вот если будет принят разработанный Думой закон, то страховые компании будут обязаны частично оплачивать дорогостоящие виды лечения определенным категориям граждан, в первую очередь — особо нуждающимся и малоимущим. Странное дело, но во время предварительной проработки в комиссии по социальной политике противниками закона стали именно представители областного департамента здравоохранения и территориального фонда ОМС. Правда, предлог был выдвинут очень благовидный: у нас не хватает средств, чтобы оплатить детям операции на сердце, а мы глазки будем делать тем, кто, видите ли, в очках или в линзах не хочет ходить. Убедительнее довода не придумаешь. Действительно, какие уж тут глазки, когда дети с пороками сердца ждут. А ведь есть еще дети и взрослые, нуждающиеся в операции по пересадке почек, есть еще масса других людей с тяжелыми заболеваниями. Но стоит ли так поворачивать проблему — слабовидящие будут оперироваться за счет детей с больным сердцем. Обратясь к информации, предоставленной ТФ ОМС по запросу председателя комиссии по социальной политике областной думы, увидим, что, в 2000 году из 8,5 миллиона рублей, начисленных в резерв предупредительных мероприятий, полтора миллиона было израсходовано на развитие первичной медицинской помощи — закупку халатов, аптечек для предприятий и проч., еще полтора — на приобретение и ввод современной медтехники, 310 тысяч — на повышение квалификации медицинских работников, 373 тысячи — на оздоровление производственной и бытовой сферы, 305 тысяч рублей пошло на участие в инвестиционных проектах, 589 тысяч рублей — на проведение мероприятий по ранней диагностике (за этой строкой, как правило, прячется оплата услуг по проведению профосмотров, которые в ПГГ не включены и за которые предприятие должно платить отдельно, но, как правило, все стремятся сэкономить). И, наконец, 2 миллиона 660 тысяч рублей в прошлом году израсходовано по статье «финансирование дополнительных оздоровительных услуг», в числе которых как раз и оплата эндопротезов, и операций на сердце (за весь прошлый год страховыми компаниями было оплачено порядка десяти операций на сердце детям), и других сложных операций. То есть из общей суммы этого резерва собственно на помощь больным ушло чуть более тридцати процентов. Так почему бы не увеличить эту сумму хотя бы вдвое, уменьшив, скажем, затраты на развитие первичной медицинской помощи, или настоять, чтобы профосмотры предприятие оплачивало, как и положено, из своих средств, или отказаться от затрат по приобретению и вводу современной медтехники (под эту строку часто попадает покупка компьютеров и новых письменных столов). Проект закона о компенсации слабовидящим предлагает полностью или частично оплачивать операции по коррекции зрения НЕ ВСЕМ, не каждому желающему, а только тем, для кого эта операция необходима и кто не в состоянии ее оплатить сам. Что касается замечания «они, видите ли, в очках не хотят ходить», то справедливо ли укорять в этом, например, молодую симпатичную девчонку, у которой близорукость -16 да еще с астигматизмом, а значит, и контактные линзы тут не помогут (да и не всякий может их носить), и вынуждена она ходить в очках с толстенными цилиндрическими стеклами. И как быть парнишке-сироте, страстно мечтающему стать кадровым военным, но у которого минус четыре и для которого операция по коррекции зрения — единственный способ осуществить свою мечту? У противников представленного в думу законопроекта есть и еще аргумент: мы не имеем права указывать страховым фирмам, куда расходовать деньги из фонда предупредительных мероприятий, это не государственные структуры, а самостоятельные коммерческие организации. Но страховые фирмы хоть и являются коммерческими организациями, распоряжаются отнюдь не своими деньгами, а деньгами, которые отчисляют предприятия и местные бюджеты. Деньги эти государственные, переданные страховым компаниям в управление, и расходоваться они должны в соответствии с законом. Накануне рассмотрения законопроекта в облдуме мы решили узнать мнение депутатов. Владимир Андреевич Махаличев, бывший главный врач Ярославской ЦРБ: — Закон нужен. Мы ведь, прежде чем рекомендовать его к принятию, подробно изучали проблему в комиссии по социальной политике, советовались со специалистами, я лично разговаривал с офтальмологами. Патология зрения у молодежи — одно из основных заболеваний. Причем это заболевание таково, что многим молодым людям не дает возможность заниматься любимой профессией. А с другой стороны, у нас в области имеется не одна клиника, где с лечением многих патологий зрения успешно справляются. Но поскольку лечение дорогостоящее и платное, несправедливо, что доступ к нему имеют только люди с хорошим достатком. А принятие закона откроет доступ в первую очередь сельским ребятам, детям из малообеспеченных семей. Евгений Николаевич Сдвижков, директор ГУ «Ярдорслужба»: — Я считаю, что такой закон нужен. Во время обсуждения в думских кулуарах в адрес автора законопроекта Александра Тихова было брошено такое замечание: «Тихов лоббирует чьи-то интересы». В общем-то, понятно чьи: интересы слабовидящих да еще вдобавок материально не обеспеченных. Ну и что в этом плохого? Есть промышленное лобби, аграрное лобби. Если разобраться, то у нас каждый депутат лоббирует чьи-то интересы — начиная от интересов своих избирателей и кончая интересами партии, в которой состоит. А что касается аргумента по поводу нехватки средств, то тут можно сказать следующее. У нас в области, конечно, проблем полно, особенно если смотреть глобально. Но, пытаясь разорваться на все, мы никогда ничего не сделаем. Потому надо не пытаться объять необъятное, а решать хотя бы локальные проблемы, те, для решения которых есть все условия.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page