Кто кого объегорил

Сегодня вечером на Волковской сцене состоится премьера спектакля «Спириты» по пьесе Льва Толстого. «Спириты» — название одного из драматургических вариантов пьесы Льва Толстого «Плоды просвещения». Накануне премьеры режиссер-постановщик спектакля, главный режиссер Театра имени Федора Волкова, заслуженный деятель искусств России Владимир Боголепов рассказал корреспонденту «Золотого кольца» о постановочном замысле «Спиритов».

— Некоторые знатоки Толстого утверждают, что Толстой писал «Спиритов» для своего домашнего театра. Это и впрямь так? — Толстой первоначально назвал свою пьесу «домашней комедией-шуткой». Но это не означало, что она писалась как домашняя пьеса. О «домашности» — это легенда. Театр не был для Толстого домашним развлечением богатого барина… Вслед за Пушкиным и Гоголем Толстой утверждал, что самое главное в театре — это характеры, что Гоголя делает не та замечательная интрига, которая так или иначе сводится к анекдоту, а невероятное ощущение колоритных фигур, которые и становятся подлинной драматургией. Поэтому для актера «Спириты» — кладезь характеров даже в самых немногословных ролях. Ибо там есть судьбы, люди, характеры, доведенные до гротеска, а иногда поданные с невероятной социальной силой. — Как вы определяете жанр спектакля? — Подлинно комическая история. История с водевильной интригой. Возвращение к известной формуле революционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят…», когда верхи не могут управлять по-старому, а низы не могут жить по-старому — вечная проблема нашего российского мироздания. Сегодня самые острые вопросы связаны с невероятным расслоением российского общества, когда люди действительно не понимают друг друга, отстают в собственном ощущении социальных и культурных благ не то что на порядок, на несколько порядков! Возникает пропасть между господами — новыми господами, новыми русскими и всей остальной массой обездоленных людей… — О каком же спиритизме в спектакле идет речь? — И Лев Толстой, и мы — интерпретаторы его пьесы — никакого отношения к подлинному спиритизму не имеем. Речь идет о другом спиритизме. Когда есть некие спириты и у Льва Толстого, и в нашей действительности, которые творят некий эксперимент над Россией в своей ограниченности и небывалой амбициозности — где-то что-то узнали, услышали, прочитали, из брошюрки в три странички извлекают нечто, что служит основой для революционных реформ и переворотов! Ощущение самодостаточности, ограниченности верхов, которые не хотят учиться. И возникают низы, и водевильная ситуация в этом. Понимая это, мужики начинают действовать на свой страх и риск. «Мужики» в нашей редакции — это не только три мужика, их много, это крестьяне — Татьяна, Семен, Яков, Федор Иванович и кухарка Лукерья, они все живут по законам «объегоришь». Это самый главный момент. Мы исторически входим в это — каждый думает о том, как объегорить другого, свое учреждение, страну… В реальной жизни это вызовет далеко не комическую, а трагическую ситуацию развития России. — Какие актеры заняты в спектакле? Что нового в их работах? — Народный артист России Владимир Алексеевич Солопов держит спектакль, он истинный помощник в работе. Он работал над своим Звездинцевым, одновременно думая обо всем спектакле. Это огромная школа, я редко говорю такие высокие комплименты, это школа, тот случай, когда роль создается не только как роль, но и образ всего спектакля. Есть троица — Балашов, Кириллов и Белов — три мужика, воплощающие единство трехголового персонажа, не случайно вынесенного в программке на первый план. Они — главные герои этого спектакля.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page