Недоношенная яхта

Третий год преподаватель и по совместительству вахтер ярославской флотилии пятидесятишестилетний Василий Кольга строит себе яхту, которую намерен завещать родному городу.

ЧУТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОСТРОВ, ЧУТЬ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЯХТА Василий Васильевич чем-то напоминает героя песни «Миллион алых роз», но в отличие от преуспевающего художника, которому было чего продать — дом, квартиру и кров, — в распоряжении Василия Кольги была только матушкина двушка, доставшаяся ему в 1999 году по наследству. Выручив за нее 6,5 тысячи долларов и комнатку в коммуналке одного из районов Ярославля, Василий Васильевич незамедлительно занялся воплощением своей давней мечты — строительством яхты, на которой собрался провести остаток жизни, будучи ее полноправным хозяином, обитателем и капитаном. Денег хватило ровно на год работы. За это время Кольге удалось построить только корпус яхты, — представляющий из себя железную коробку длиной с трамвайный вагон, состоящую из металлического скелета и соответствующих мышц. Для полноценного функционирования яхте не хватает внутренностей (силовой установки, деталей устройств, систем, оборудования ) и парусного вооружения. Если еще два года назад этот набор мог обойтись в недостающие 2 тысячи долларов, то теперь подорожал в три раза. Хорошо, что яхта не разрушается, а слегка ржавеет, отлеживаясь на территории местного судостроительного кооператива. Больше всего Василия Васильевича в этой истории раздражает, с тех пор как он занялся строительством судна, не ржавчина, а собственная прикованность к суше. ДАЕШЬ ВОДУ ПОД НОГАМИ Спрашивается, зачем строил? Чтобы вода все время под ногами была — и утром, и вечером, и на работе, и дома, что и соответствует окончательной задумке Василия Кольги — иметь яхту-дом. Это уже его вторая попытка завести личный водный транспорт. Первый раз, в четырнадцатилетнем возрасте, Вася Кольга, выросший на берегу Рыбинского водохранилища, попробовал привести в судоходный вид старенькую плоскодонку, но та, к несчастью, не вынесла процесса реставрации и развалилась. Пришлось Василию получать специальность «судоводитель: река-море». Но обстоятельства не дали ему вволю поплавать, поэтому ему вновь пришлось выбраться на сушу и получать московский диплом «руководитель фотокиноклуба (кружка), режиссер-оператор любительской фотокиностудии, хроники и телевидения». Несколько лет Кольга, думая о море, вел фотокружок в одном из ярославских дворцов пионеров. И так сильно задумался на плавательную тематику, что функции фотокружка расширились, и ребята вместе с руководителем стали сколачивать какие-то досочки, вырезать детали, строить шлюпки. Так во дворце пионеров завелся кружок юных моряков, члены которого, возглавляемые Василием Васильевичем, стали пускаться в туры по рекам и озерам Ярославской и близлежащих областей. Потом работал в морском клубе при моторном заводе и преподавал в ярославской флотилии. Когда преподавательская зарплата пришла в упадок, он решил, что единственная возможность сохранить близость к воде, не умерев при этом голодной смертью, — это построить себе плавающий дом, а деньги зарабатывать как-нибудь по-другому. Сначала Василий Васильевич устроился сторожем парфюмерного ларька, потом научился балансировке шин, но, будучи интеллигентным человеком, не смог сработаться с шиномонтажным контингентом. В итоге вернулся на местный, громко говоря, флот, будучи владельцем слегка недостроенной яхты. ПЛАВАТЬ БРАСОМ, СПОРИТЬ БАСОМ, ТРАВУ КОСИТЬ… Яхта ярославской флотилии, по мнению ее директора Михаила Шувалова, пришлась бы кстати, потому что на данный момент у флотилии два парохода — один новый, а другой старый — «Ушаковец», которым, по образному выражению Михаила Евгеньевича, пользоваться можно с тем же успехом, что и несмазанными лыжами. Прочие плавательные средства в таком же состоянии, что и «Ушаковец». В связи с чем поле деятельности ярославского флота несколько ограничено, и это, безусловно, мешает полноценному патриотическому воспитанию молодежи — с таковой целью подобные клубы и существуют в неморских городах. Как метко заметил Михаил Шувалов по этому поводу, «чем меньше денег мы вкладываем в детей сегодня, тем больше денег будем вкладывать в прокуратуру и милицию завтра». В 1996 году на праздновании 300-летия Российского флота мэр Ярославля, Виктор Волончунас, заинтересовался проблемами клуба юных моряков и речников, и в результате проявленного участия появился новенький «Ярославич», соответствующий минимальным судоходным потребностям. Два года назад его спустили на воду, разбили о борт бутылку шампанского, осветили мероприятие в прессе. Это, оказывается, была единственная в мире акция по целенаправленному строительству парохода специально для клуба юных моряков. После чего отправили кораблик на преждевременную зимовку, из-за того что не смогли набрать команду из четырех человек на пять тысяч рублей, отведенные на ежемесячное жалованье. Если найдется капитан-энтузиаст на оклад 1300, то юные мореходы-речники отправятся на 35-летие клуба своих коллег из Великого Новгорода и на всероссийский сбор клуба юных моряков в Кронштадт. Что касается несчастного «Ушаковца», на его ремонт требуется 5 тысяч долларов, так что, по всей видимости, легче пополнить флотилию новой яхтой, добавив 6 тысяч долларов, тогда и капитана искать не придется: Василий Кольга собирается совместить капитанство с преподавательской деятельностью, а потом завещать свое судно на благо новым поколениям подрастающих ярославских моряков. Правда, пока местное правительство по этому поводу отмалчивается, так как флотилия и так много денег из отведенной в бюджете статьи на образование отнимает. Но ведь не до такой степени много, чтобы начать наконец и внешне соответствовать своему заработанному на энтузиазме статусу одного из лучших российских клубов юных моряков. Директор клуба до сих пор является собственным водителем служебной машины, а до этого умудрялся совмещать директорскую должность с секретарской. Мало того, в прошлом году молодое чиновничье лицо, представившись административным карателем Кировского района Ярославля, наложило на директора штраф в размере 600 рублей «за нарушение благоустройства». «Они бы еще оштрафовали за нескошенную траву возле здания, — возмущается Шувалов. — Штатное расписание не предусматривает косаря, а сам я пока косить не научился». В результате он обратился в суд и, выиграв процесс, сэкономил на шесть тельняшек для учеников. ПОРОГИ, ПОРОГИ, ОБИТЫ ВСЕ НОГИ Василий Кольга пытался через местные СМИ обратиться к состоятельным горожанам и выйти на туристические агентства. И первые, и вторые проявили большой интерес к его идее и к так называемому индивидуальному, авторскому проекту. Только турфирмы готовы сотрудничать не раньше, чем яхта будет достроена, а бизнесмены норовят либо выкупить уже имеющуюся часть яхты, либо переделать ее чуть ли не в «Титаник», чтобы, вложив соответствующую уйму средств, потом выставить практически бездомного и безводного мореплавателя за дверь, в лучшем случае с его несчастными 6,5 тысячи долларов. Еще Василию предлагают составить завещание на лицо того, кто вкладывал средства, только вот есть вполне реальный шанс в этом случае не узнать, сколько на самом деле было отведено судьбой лет жизни Кольге. Сейчас Василий Васильевич почти на грани того, чтобы продать свое «недоношенное» детище и построить лодку — маленькую, скромную и тоже по собственному чертежу. Но разве лодка может сравниться с яхтой?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page