Чубайс уверен — энергетика поднимет россию

В прошлый четверг в Москве в администрации президента России состоялось совещание на тему «О ходе реформирования электроэнергетики в Центральном федеральном округе Российской Федерации», на котором присутствовал наш корреспондент. В совещании приняли участие губернаторы 8 областей, представители органов власти, депутаты, руководители региональных энергокомпаний Центрального федерального округа. Совещание проходило под эгидой полномочного представителя президента Российской Федерации Георгия Полтавченко.

ЗА ГОД, прошедший со дня постановления правительства о реформировании электроэнергетики, состоялся трудный выбор одной из альтернатив преобразования энергетического комплекса страны. Сегодня идет реализация первого этапа этих преобразований, идет нелегко, потому что реформа сопровождается рядом социально-экономических проблем в стране. Основной целью реформирования РАО «ЕЭС России», как констатировало совещание, является формирование конкурентного рынка электроэнергии на территории России. Переход к такому рынку будет осуществляться поэтапно. Предполагается, что на европейской территории РФ до 2004 года конкурентный сектор рынка составит до 15 процентов объема планового потребления электроэнергии. Тем временем будет происходить внутренняя реструктуризация РАО «ЕЭС России», региональных энергокомпаний и концерна «Росэнергоатом», дорабатываться нормативная база конкурентного рынка. Предполагается, что к середине 2004 года подобный механизм функционирования отрасли продемонстрирует свою эффективность, и тогда произойдет 100-процентная либерализация рынка электроэнергии. При этом независимые, не входящие в холдинг РАО «ЕЭС России» и Минатом производители получили преференцию в виде права на установление рыночных цен уже в этом году. Предполагается, что реформирование энергетики на территории Центра России будет происходить опережающими темпами по сравнению с другими регионами страны. Предпосылки для формирования достаточно крупных межрегиональных объединений с высоким уровнем капитализации создает развитая электросетевая структура на территории Центрального федерального округа. Межрегиональная интеграция оказывается технически возможна, а риск формирования локальных энергетических монополий отсутствует — на Европейской части России нет изолированных регионов, географические и технологические границы размыты. Главное, что волнует сегодня потребителя в этом очередном преобразовании российской экономики, — цены на продукцию энергетиков. Реформаторы считают, что средний уровень цен на электроэнергию на оптовом рынке при введении конкуренции не повысится. Однако цены будут значительно дифференцироваться по зонам суток и, возможно, по территориям в зависимости от реальной стоимости электроэнергии. В отличие от других регионов на территории Центрального округа будет наблюдаться тенденция к выравниванию рыночных цен на электроэнергию. В то же время следует ожидать существенного роста тарифов для населения в тех регионах, где велика глубина перекрестного субсидирования — т. е. значительная разница между низкими тарифами на электроэнергию для населения и высокими либо очень высокими для промышленности. Однако, как заявил главный энергетик страны Анатолий Чубайс, никакого резкого скачка цен не будет, мы никогда не допустим выравнивания цен на наше электричество с Западом. И все-таки рост тарифов на электричество — очередной больной вопрос для потребителей. Анатолий Чубайс высказал свое понимание этой проблемы. Он считает, что рост тарифов в последующие два года неизбежен, а его динамика будет предопределена в значительной степени ростом цен на сырье и потребляемую энергетикой продукцию. Динамика цен будет задана не реформой, а динамикой роста цен на топливо. Главная опасность кроется в традиционно существующем перекрестном субсидировании. Не дело, когда промышленные предприятия платят за электроэнергию больше, чем сельскохозяйственные, и больше, чем население. Необходимо произвести выравнивание и перенести нагрузку на богатых, бедным же придется пользоваться известным механизмом субсидий из местных бюджетов. Естественно, что часть участников совещания возмутилась — опять раскошеливаться местным бюджетам. Да и как проводить электрическую реформу, если столько нерешенных проблем в самом больном секторе экономики — ЖКХ! Тут Анатолий Борисович прямо апеллировал к центру — дескать, федеральные органы просто обязаны поделиться с региональными бюджетами, и не просто поделиться, бросив кусок, а на законных, юридически закрепленных основаниях. В настоящее время все энергокомпании центрального региона, в том числе и ОАО «Ярэнерго», представили свои проекты реформирования в РАО «ЕЭС России». В большинстве регионов местные власти выразили готовность поддержать процесс реформирования. Так, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, который в день совещания раньше других подписал соглашение с Чубайсом, сказал нашему корреспонденту: — Сегодня против концепции, которая предложена правительством, у нас нет никаких принципиальных возражений. Мы стратегически определились, как будет реформироваться ярославская энергетика. Реформу надо проводить — она необходима, и механизмы уже намечены. Однако главным тормозом реформ является отсутствие законодательных актов — многие законы не соответствуют сегодняшним рыночным взаимоотношениям, а многих просто нет. Сегодня я был в Государственной думе, по настрою депутатов, думаю, все должно получиться. Совещание попыталось организовать конструктивный диалог всех заинтересованных сторон для успешного проведения реформы в энергетике: региональных и федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, РАО «ЕЭС России», региональных энергетических компаний. Прежде чем выслушать доклад председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса о ходе реформирования электроэнергетики в Российской Федерации, совещание активно приступило к обсуждению законодательного и нормативного обеспечения реформ: слово было предоставлено заместителю министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрею Шаронову. Он, в частности, сказал, что правительством подготовлен и вынесен на обсуждение в Госдуму целый пакет документов для того, чтобы энергетическая реформа базировалась на основе законов, а не подзаконных актов. На сегодняшний день законодательное пространство не регулирует многих вопросов, которые традиционно существовали и особенно вновь возникают во взаимодействии субъектов в электроэнергетике. Законодательный пакет, предложенный правительством, базируется на главном законе — законе «Об электроэнергетике». Теперь, собственно, о реформе. Холдинг РАО «ЕЭС России» и Минатом к 2004 году перестанет существовать, и Анатолий Чубайс, как он громогласно заявил высокому собранию, уйдет из РАО «и вообще из энергетики». Произойдет разделение холдинга на стопроцентных «дочек»: сети, генерация и сбыт, которыми будет заправлять некая «управляющая компания». При этом соотношение собственности, которое существует сейчас, — 52:48 ( государственный пакет акций) сохранится в созданных юридических субъектах: федеральной сетевой компании, системном операторе, оптовых генерирующих компаниях. Разделение сложившейся энергосистемы, говорят реформаторы, не самоцель. Это просто переход на более совершенные рыночные отношения, закрепленные законом. Первое и главное, что сейчас должна решить энергосистема: ликвидировать все задолженности по оплате за электроэнергию, как дебиторские, так и кредиторские. И сделать это необходимо к новому отопительному сезону. Здесь прежде всего должно быть максимальное взаимодействие органов власти и региональных компаний. Реформирование энергетики на территории Ярославской области огромной нагрузкой легло на плечи главной энергокомпании региона — ОАО «Ярэнерго». Как мы помним, ярославцы одними из первых представили в РАО «ЕЭС России» свой проект реформирования. Сейчас он находится в стадии корректировки. Сейчас, пока не поздно, ярославцы, должны успеть занять ведущие позиции, чтобы стать центральным звеном в новых укрупненных компаниях, проще — чтобы в ходе реформирования Ярославль не влился в какую-то объединенную управляющую или генерирующую компанию, пока речь идет о создании таких компаний, а чтобы стал центром такого рода компаний. Для ярославцев это важно, потому что если будут у нас аккумулироваться профессиональные, финансовые, административные ресурсы — выгода будет прямая. Важно это и для ОАО «Ярэнерго», которое имеет по всем параметрам достойные показатели, и, безусловно, для населения области. В самом деле, не будем же мы объединяться с Костромой да еще и с центром в Костроме, где ресурсы вдвое, если не больше, слабее наших. Итогом совещания стало подписание соглашений о проведении преобразований в электроэнергетике между РАО «ЕЭС России» и губернаторами восьми областей, в том числе Ивановской, Костромской, Липецкой, Смоленской и, разумеется, нашей, Ярославской области. Как бы то ни было, депутат Государственной думы Елена Мизулина, присутствовавшая на совещании, уверила, что электроэнергетическая реформа не обрушится на наши головы, как реформы 90-х годов, так как она подкреплена законом и продуманными поэтапными действиями.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page