Николай тонков: без опеки мы стали работать лучше

Последние месяцы о судьбе Ярославского шинного завода опять активно заговорили. Связано это было с начавшейся процедурой банкротства Сибирско-Уральской нефтехимической компании (СИБУР). Ярославский шинный завод, с 2000 года входящий в структуру холдинга, стал заложником долгов СИБУРа.

А недавно стало известно, что Ярославский шинный завод из состава СИБУРа вышел. О том, как сейчас обстоят дела на предприятии, как отразились перипетии последних месяцев на работе одного из крупнейших заводов области, мы беседуем с генеральным директором ЯШЗ НИКОЛАЕМ ТОНКОВЫМ. — Николай Иванович, когда в апреле стало известно, что на расчетные банковские счета ЯШЗ наложен арест для обеспечения выплат долгов по Альфа-банку, можно было предположить, что работа предприятия окажется парализованной. Как вам удалось в очередной раз выстоять в кризисной ситуации? — Предприятие работало, зарплата выплачивалась без задержек и ни один рубль Ярославского шинного завода не перешел Альфа-банку. Одновременно юридическими службами предприятия, его руководством и акционерами велась большая работа по защите предприятия. — Договоры, в соответствии с которыми ЯШЗ и еще ряд предприятий, входящих в структуру Сибура, стали гарантами по его кредитам, были подписаны в конце 2000 — начале 2001 года. Руководство ЯШЗ было в курсе этого? — Да, но на ЯШЗ и на директоров других предприятий тогда было оказано значительное давление. Поэтому, когда мы в марте получили исполнительные листы по искам кредиторов СИБУРа, наша позиция сразу была однозначная — мы денег не брали, закладывали наше предприятие не по нашей воле, поэтому отвечать по чужим обязательствам мы не должны. Другое дело, если бы речь шла о каком-либо подписанном соглашении о реструктуризации долгов, мы были бы готовы консолидированно участвовать. Но поскольку присутствовало лишь тупое желание заставить нас платить по чужим долгам, юристы и акционеры предприятия приложили все усилия, чтобы найти юридические нестыковки в составлении документа, который был проведен между Альфа-банком и СИБУРом. На эти оплошности было указано в суде, который и отклонил иски Альфа-банка в отношении ЯШЗ. — Может быть, вы уже тогда дальновидно и специально допустили эти ошибки? — Дело в том, что заводские юридические службы к этому процессу не привлекались. Ошибки допустили сибуровские службы и, я думаю, вряд ли намеренно — один из вице-президентов СИБУРа проголосовал «против», а нужно было стопроцентное согласие всех членов совета директоров, ну и в оформлении документов обнаружились некоторые недочеты. Тем не менее мы потом сумели сыграть на этом. — А сейчас ЯШЗ вообще вышел из состава СИБУРа? — Да, сейчас Внешэкономбанк является владельцем контрольного пакета акций ЯШЗ, но это произошло без нашего участия. Это опять же последствие операций СИБУРа с кредитами, под которые он закладывал акции предприятий. Когда СИБУР не смог возвратить кредиты, эти акции перешли в управление Внешэкономбанка. — И какая дальнейшая судьба контрольного пакета акций ЯШЗ? — Есть несколько финансово-промышленных групп, которые хотят наши акции получить. В том числе и СИБУР активно хочет ЯШЗ получить обратно. Что из этого выйдет, покажет время. — ЯШЗ единственное предприятие, входившее в состав холдинга, которому удалось избежать необходимости расплачиваться за его долги? — Процессы вокруг долгов СИБУРа еще не закончены, кроме Альфа-банка есть и другие кредиторы. ЯШЗ сумел выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. На сегодняшний день какие-то деньги вынуждены платить все предприятия холдинга, в том числе и наш завод, часть судов мы все-таки не сумели выиграть. — А вообще, что впереди ждет ЯШЗ? До сих пор у него была своеобразная крыша в лице крупной финансово-промышленной группы, сейчас ее не стало… — И слава Богу, что не стало. Глобализация в экономике — это, конечно, веление времени, диктуемое мировой практикой достижения суперприбылей, усиления влияния на рынке. Но если, например, предприятиям нефтехимической отрасли имеет смысл объединяться в вертикально интегрированные цепочки, это связано и с переработкой попутного газа, нефтепродуктов и так далее, то производство шин имеет свою специфику. Помимо нефтехимического сырья для того, чтобы сделать шину, нужны еще многие другие составляющие — корда, текстиль, сажа и химикаты, всего более ста наименований. Поэтому вталкивать шинные заводы в нефтехимические холдинги — где-то силой, где-то с помощью денег, где-то с помощью административного ресурса — я считаю, неправильно. Если шинные заводы и должны объединяться, то с такими же шинными заводами, с передовыми зарубежными компаниями, такими, как «Гудьир» — что мы сейчас и делаем — как «Континенталь», «Мишлен», «Пирелли». Там есть проверенные технологии, испытанное оборудование, там есть методологии работы в условиях рынка. Завод после того, как вышел из-под плотной сибуровской опеки, стал работать эффективнее, это показывает бухгалтерская отчетность. С начала этого года, когда начались проблемы у СИБУРа, ЯШЗ работал лучше, чем в предыдущие семь лет. — За счет чего повысилась эффективность? — Прежде СИБУР нам давал сырье, руководствуясь при этом своими корпоративными соображениями. Сейчас мы его стали сами покупать на вторичном рынке, сами стали искать, где дешевле, где более выгодные условия. Во-вторых, мы получили большую маневренность при продаже нашей продукции. Раньше значительную часть нашей продукции мы должны были отгрузить на СИБУР, причем с существенным дисконтом, потому что холдинг хотел что-то поиметь от реализации шин. Избавились мы и от необходимости ежедневного составления для СИБУРа кучи справок и прочей бумажной работы. — Николай Иванович, вы обмолвились, что у вас есть намерения по совместной работе с известной фирмой «Гудьир». В чем они выражаются? — С «Гудьиром» у нас складываются продуктивные отношения, на будущее есть серьезные программы. Мы освоили выпуск легковых шин по технологии «офф-тейк» (off-take) под маркой «Медео» (Medeo), они сертифицированы компанией «Гудьир». И уже сегодня первые партии этих шин появляются в наших магазинах. — А инвестиции в Ярославский шинный «Гудьир» не собирается делать? — Пока рано об этом говорить, сейчас обе стороны удовлетворены рамками технологического сотрудничества и намерены его и дальше развивать. — Как вы сейчас оцениваете положение ЯШЗ среди отечественных заводов? Одно время стали говорить, что, например, нижнекамские шины серьезно подвинули ярославские за счет цены, вала… — Нижнекамский шинный завод — на сегодняшний день крупнейший производитель шин в стране, мы это понимаем и считаемся с ним как с основным нашим конкурентом. По объему производства Нижнекамский завод больше. Если брать отдельные направления, то в чем-то нижнекамцы сильнее нас, а где-то мы их опережаем. Запуском на ЯШЗ новой технологической линии по производству легковых металлокордных шин мы своих конкурентов обогнали. Хотя они идут по этому же пути, такое же оборудование закупают и через год-полтора будут выпускать такие же шины. Мы опережаем нижнекамцев по шинам ЦМК. Мы единственный производитель этих шин в России. А вот по производству грузовых радиальных шин они нас сильнее. В целом же о том, кто работает более успешно, можно судить по экономическим показателям. Мы работаем прибыльно, с тенденцией к увеличению прибыли. По нашей информации, Нижняя Кама работает менее доходно. — А проблем с реализацией продукции нет? — Есть некоторые проблемы, потому что все шинные заводы России вдруг решили выйти на полные свои мощности, увеличивают объемы производства. На рынке сейчас появились такие отечественные шины, о которых раньше даже и не слышали, скажем, красноярские, барнаульские, екатеринбургские. Поэтому определенное затоваривание в целом по шинной отрасли наблюдается. Но наша реализация на сегодняшний день плановая, если бы было затоваривание, мы неизбежно вынуждены были сокращать производство. А мы производство не сокращаем, не намерены этого делать в дальнейшем, напротив, готовы к увеличению объемов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page