Дурдом на обочине

Я всегда была против цензуры и, как человек, успевший настрадаться от нее с первых дней объявленной перестройки, ратовала за окончательное и бесповоротное закрытие всевозможных цензурных комитетов. Но в последнее время, вглядываясь в содержимое рекламных щитов, установленных вдоль дорог Ярославля, я уже начинаю сомневаться: а может быть, все-таки есть свой смысл в определенных ограничениях?

ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ цензуре речь, конечно, не идет. Не знаю, как точно обозначить то, что нам необходимо, но я бы назвала это цензурой здравого смысла. От содержимого некоторых рекламных щитов просто хочется рыдать, у некоторых щитов разбирает безудержный смех. «Ну и дурь!» — восклицаешь, глядя на большинство рекламных плакатов нашего города. И лишь очень редкие из установленных рекламных щитов способны вызывать какие-то положительные эмоции. Сейчас вокруг установки рекламных щитов в городе ситуация довольно скандальная. Связана она прежде всего сборьбой за место под солнцем: разрешение на установку рекламных щитов дает городское управление архитектуры и градостроительства. А еще точнее, главный художник города Анатолий Александрович Мартынов и главный архитектор города Аркадий Романович Бобович. И хотя официально требуются согласования с ГИБДД, с представителями всевозможных сетей, которые пролегают в облюбованном рекламщиками месте, с администрацией района, где щит планируется установить, но главным все-таки остается ГУАГ. Именно ГУАГ в лице Мартынова решает, впишется ли эстетически плакат в выбранное место, не нарушит ли он цветовую, архитектурную и прочие концепции местности. На ГУАГ жалоб очень много. Если верить недавней статье в одном местном еженедельнике, то ГУАГ относится с особым пристрастием к двум рекламным агентствам — «Дрим» и «Аврора», ущемляя при этом интересы прочих рекламных агентств Ярославля. Но руководство агентства «Дрим» меня заверило, что это, мягко говоря, неправда и что статья проплачена конкурентами «Дрим» и «Авроры», а работают они в точности в таких же условиях, как и все другие рекламные агентства города. И платят за место столько, на сколько ГУАГ им выставляет счета. А по утверждению того же еженедельника, разные агентства платят по-разному за одну и ту же площадь. Говорят, что денег от агентства «Дрим», щиты которого заполонили весь город, поступает в несколько раз меньше, чем от агентств, рекламные щиты которых можно на пальцах перечесть. Одним словом, вывод напрашивается сам: нет порядка в ярославском рекламном бизнесе. Но самое главное, оказывается, в городе и области нет ни инстанции, ни отдельно взятого человека, в должностные обязанности которого входил бы контроль за содержанием рекламного щита. — И что же это получается, — спрашиваю я главного художника города Мартынова, — что хочешь, то и пишешь, что хочешь, то и рисуешь?! — Получается, что да, — отвечает он. Мартынов вспомнил практически всего о двух случаях, когда удалось завернуть размещение рекламных щитов из-за их содержания. Один щит рекламировал марку сигарет, и там был нарисован молодой человек с кием в руках, кием он целился в стоящую рядом девушку, причем целился ей под юбку. Мартынов был категоричен и сказал, что кий напоминает совсем об ином. Второй рекламный щит, который «удалось не разрешить», — это «Оттянись со вкусом», где были нарисованы юноши и девушки с натурально синими губами: то ли наркоманы, то ли уже мертвецы. Удачно оттянулись, судя по их лицам! ОЧЕНЬ много нареканий и возмущений вызывают рекламные щиты с грубейшими ошибками в русской орфографии. Например, «Пиво по РУСКИ». Почему с одной «с», почему без дефиса? Директор уже упоминавшегося рекламного агентства «Дрим» Игорь Лернер считает, что это удачный рекламный ход. А я убеждена, что это безграмотная дурь, за которую надо штрафовать. А поскольку правила русского языка, которые никто не отменял, нарушены умышленно, штраф должен быть особенно высоким. Пусть теперь какая-нибудь учительница русского языка докажет ученику, что «по-русски» пишется с двумя «с» и через дефис. Подобные рекламные щиты воспитывают стопроцентно безграмотных идиотов. Плюс напоминают русскому читателю (на уровне подсознания) о временах германских оккупантов: «Матка, курка, яйко, млеко, шнель, шнель!» После этого за рекламируемым пивом наш человек не разбежится. Что и говорить — удачный ход. Не так давно я прочитала в одном западном исследовании, посвященном безудержному росту увлечения наркотиками в современном мире, что среди причин на первом месте стоит… реклама. Давно доказано, что смысл рекламных слоганов сводится к одному слову: еще! Еще острее, еще ярче, еще глубже, еще сильнее и так далее. Главное — пробуй еще, еще, еще! Примеров масса: рекламный слоган пива «Балтика 2»: «Для тех, кто ищет новый вкус». «Ранова: только лучшее», «Что такое золотое» и так далее. Рекламе подвержены люди с неустойчивой психикой, те, у кого еще нет четко сформировавшейся системы ценностей. А это справедливо по отношению к молодежи. Именно реклама, призывающая испытать острые или еще более острые ощущения, и толкает молодых людей попробовать сначала «Ппепси» и «Колу», потом «Спрайт» и «Миринду», потом пиво и сигареты, а потом уже и наркотики. Если западные психологи, медики и педагоги бьют тревогу по поводу рекламы в целом, стараясь направить ее в несколько иное русло, во всяком случае, менее пагубное, то у нас в Ярославле несколько месяцев назад вдруг появился рекламный щит, прямо призывающий молодежь попробовать, что такое наркотики. Формально, конечно, щит гласил: «Завяжи с наркотиками!» И там был нарисован такой «сюр», а точнее, бред — шприц, завязанный в узел. Плакат как бы говорил: попробуй наркотики, в любой момент завяжешь с ними так же легко, как скрутишь в узел шприц. Нне бойся — соскочишь с иглы! Моя семилетняя дочка долго меня расспрашивала, как же так можно скрутить шприц и зачем, и заодно рассказала, что во время прогулки в садике они всегда таких шприцев много находят… Когда мать кричит ребенку:«Не упади!», он обязательно упадет, потому что, пропуская «не», слышит команду «Упади!». Теперь представьте, как воспринимается этот рекламный щит. Как говорил Штирлиц, запоминается последнее. Одним словом, некие местные «деятели» (напрашивается нелитературное слово) сделали все возможное, чтобы число наркоманов в Ярославле резко выросло. Как мне сказали в ГУАГе, этот рекламный щит заказало ярославское общество «Будущее без СПИДа». И будто даже конкурс проводили на лучший плакат. Можно только предположить, сколько денег угрохали, но трудно представить, по каким критериям отбирали. В рекламных агентствах, которые получили заказ на размещение этого плаката, мне сказали, что художника выбирало само городское управление архитектуры, и всего было изготовлено 12 рекламных щитов. Деньги, предназначенные на борьбу со СПИДом, были потрачены на воспитание юных наркоманов. А ведь чем больше наркоманов, тем больше денег выделяется на борьбу с ними. Значит, у тех, кто возглавляет наш местный областной фонд по борьбе с наркоманией, есть возможность хорошенько обогатиться. ДАЛЕКО не безобидны и рекламные щиты, представляющие марки сигарет и пива. «Доверяй своему вкусу» — сигареты «Winston», «Гениально просто» — сигареты «Pall Mall» и так далее. А когда подобный слоган сопровождается картинкой, на которой лежит девица, задрав ноги, смысл понять несложно: все, мол, обкурилась! Рекламные агентства, получившие заказ на размещение щитов, ссылаются на то, что реклама подобного содержания висит по всему миру, по всей стране, и потому ярославцы не имеют права ни править эту рекламу, ни коррективы вносить, ни тем более запрещать. Реклама пива — это вообще сплошные анекдоты. «Свободу настоящему мужику!» Что значит «свобода»? Пить пиво и ничего не делать?! То есть спиваться и становиться бомжом, только бомж по-настоящему свободен от семьи, от работы. Еще дебил свободен — ему ничего не надо для растительного образа жизни. А знаменитое клинское? Кто идет за «Клинским»? Да их уже «клинит», тех, кто идет за этим пивом. Наиболее оптимальна реклама ярославского пива. Рекламный щит «ЯРПИВА» — просто никакой… Эстетическим дебилизмом отличаются рекламные щиты сотовой компании «Ярославль-GSM»: не подарок, а «Суперприз!», а посередине пухлые женские губы в какой-то кляксе. Определенный сексуальный смылся. Или молния на джинсах, на конце которой сотовый телефон и слово «Соединяет». В общем-то, в этой компании явно кто-то озабочен: или тот, кто рисует, или тот, кто заказывает. Очень многие рекламные щиты практически повторяют друг друга. Например: «Роллтон» — продукты быстрого приготовления», «Дарья» — продукты быстрого приготовления». Это чтобы потребители запутались? Рекламные щиты с изображением мяса и колбас, запыленные и загазованные, вызывают только отвращение к этой продукции. Особенно «Ям-ям-ям — покупайте „Микоян“ Так и хочется добавить: если хотите быть такими же жирными, как герои рекламы. Одним словом, очень печально, что никто в нашем городе не следит за содержанием этих щитов. Рекламным агентствам без разницы, что на плакатах размещать. Куда важнее, чтобы рекламных щитов больше было. ГУАГу тоже все равно, антимономольный комитет вообще в содержание не вмешивается, не имеет якобы права. Вот и получается, что на ярославцев с каждого метра обочины такой дурдом обрушивается.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям