Вести свой танк

Александр Соколов служил срочную на рубеже шестидесятых-семидесятых годов. После первого курса заочного политехнического забрали парня в армию. Но ярославцу повезло — вместе с другими шестнадцатью земляками попал он в состав отдельного танкового батальона так называемого ограниченного контингента группы советских войск в Германии. Прошел весь путь от курсанта танковой учебки до командира тяжелого танка Т-10М.

СЛУЖИЛ солдат Соколов в танковом полку под Магдебургом. В случае объявления военной тревоги перед советскими танкистами стояла задача: выйти на границу для прикрытия от войск бундесвера основных магистралей, идущих с Запада на Восток. Позиция — в горах, 1200 метров над уровнем моря. Машина Соколова должна была охранять узкоколейку, связывающую ФРГ с ГДР. — Танк Т-10М был хорошей машиной, хоть и изготовили его на Челябинском заводе еще в конце пятидесятых, — поясняет Александр Михайлович. — Эта пятидесятитонная махина по грунтовой дороге развивала скорость до семидесяти километров в час. При стрельбе с расстояния в 1700 метров можно было попасть в спичечный коробок. К счастью, отношения между двумя немецкими государствами в тот период нормализовались, а потому боевые качества тяжелого танка не пришлось испытывать в деле. Ограничились регулярной учебной стрельбой на полигоне да скрытыми ночными походами. В немецкой деревне, где размещался советский танковый полк, раньше базировалась воздушная элита Германии — гарнизон «Люфтваффе», а потому отношение местных жителей к русским было неоднозначное. Старики чуть не в открытую кричали: «Хайль Гитлер!», а молодежь охотно ходила на вечера дружбы. Александр Соколов попал в экспериментальный выпуск учебного полка, а потому овладел в армии сразу двумя военными специальностями — механика-водителя Ш класса и наводчика орудия II класса. О срочной службе Александр Михайлович говорит без прикрас: — Дедовщина в армии была всегда, но в разные времена она по-разному проявлялась. Когда я служил, издевательств над молодыми не было, но они всегда больше работали — например, разгружали вагоны с углем. Но проходит время, и прибывают новые ребята, так что все по справедливости. Если кого-то по семейным обстоятельствам отпускали домой, все собирали, у кого что было, в кучу и снаряжали в дорогу… А во время службы, конечно, было всякое. Однажды наш электрик случайно замкнул провода. За десять секунд, перекрыв все армейские нормативы по эвакуации, парень успел выскочить из танка и убежать подальше. Слава Богу, никого в танке больше не оказалось. Взрыв разнес все днище, уцелела только башня… — А слабо было бы сейчас, тридцать лет спустя, сесть за рычаги? — подначиваю я своего собеседника. — Вести свой танк, наверное, смог бы сразу, — подумав, признается Алесандр Михайлович. — Но чтобы наводить и стрелять — это надо подучиться?.. Впрочем, забот у него и без этого хватает. Если у командира танка Александра Соколова в подчинении было всего три человека (правда, приходилось одновременно выполнять еще и обязанности замкомвзвода), то сегодня, тридцать лет спустя, в подчинении у старшины запаса, а по совместительству главы администрации Фрунзенского муниципального округа Ярославля Александра Михайловича Соколова людей гораздо больше. Да и ответственность несравнима с прежней. Правда, каждый год, вспоминая армейскую молодость, он продолжает отмечать день танкиста.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page