Рыбинск может стать локомотивом

Государственная дума Ярославской области стала «бомжем». Дело в том, что старейшее здание думы требует срочного капитального ремонта. Иначе наши народные избранники в один (для кого-то прекрасный) момент могут оказаться погребенными в результате обрушения стен и крыши почтенного сооружения. Для проведения заседания депутатам предложили несколько вариантов. Но почти все из них следует рассматривать как временные. Первый — принимать законы в педагогическом университете, второй — в медицинской академии. Положение «гостей» может повлиять на качество законодательной работы. Однако есть и еще одно возможное решение. Депутат областной думы Ян Андреев внес законопроект о перенесении думы области в город Рыбинск.

НА ЕГО ВЗГЛЯД, это должно стать первым шагом к началу развития города и муниципального округа. На первом этапе даже налоги, уплаченные депутатским корпусом (а это немалые средства) станут достаточным подспорьем для рыбинского бюджета. Размещение думы в Рыбинске, втором по величине и промышленному потенциалу городе области с высокоразвитой инфраструктурой, в дальнейшем позволит привлечь дополнительное внимание органов власти к положению дел в округе, стимулирует приток инвестиций и снизит растущую социальную напряженность. Короче говоря, принесет экономическую пользу. Попробуем разобраться вместе, какие еще последствия будет иметь эта инициатива и насколько она своевременна. Начнем с финансового аспекта. Не секрет, что жители, скажем, Брейтова и Ярославля обладают разными доходами и по-разному обеспечены бюджетными средствами. На первый взгляд, это вполне естественно, ведь областной центр на то и центр, чтобы сюда стекались основные денежные потоки, принимались важнейшие политические и экономические решения. С другой стороны, положение Ярославля схоже с положением Москвы по отношению к российским регионам. Если бы существенная часть громадных ресурсов, оседающих здесь, попадала на места, наверное, так остро не стоял бы вопрос о неравенстве территорий, о так называемой бюджетной асимметрии. Именно в Ярославле осуществляются самые громкие инвестиционные проекты в регионе: построен суперсовременный ледовый дворец, завершается строительство цеха детского питания, близ города развивается аэропорт «Туношна», началось возведение второго моста через Волгу. А это новые рабочие места, увеличение налоговых сборов. В областном центре расположено множество федеральных структур, крупные ведомства, такие, как, например, управление Северной железной дороги. И все они платят налоги по месту своего нахождения. Шутка ли сказать, но бюджет Ярославля сегодня равняется областному бюджету. А бюджетная обеспеченность одного ярославца более чем в 1,5 раза превышает бюджетную обеспеченность жителя, например, Большого Села. Несмотря на попытки областных органов власти как-то исправить эту ситуацию, она фактически не меняется. Каждый муниципальный округ пытается выживать самостоятельно. Ярославский — за счет близости к областному центру, Переславский — за счет близости к Москве, Угличский — путем поиска лазеек в законодательстве, действий на грани фола по созданию оффшорных зон. В целом же, комплексно проблема не решается. Кстати, Андреев, заработавший имидж «ярославского Грэфа», еще год назад разработал программу социально-экономического развития территорий области и выравнивания их экономического положения. По пока, к сожалению, она востребована лишь частично. Видимо, до многих еще не дошел ее смысл, а кому-то выгодно оставить все как есть. Суть ее проста: нужно в полной мере использовать потенциал, уникальность каждой территории. У кого-то сильная промышленность, как в Рыбинске, у кого-то — сельское хозяйство. Кто-то предлагает внедрять новые технологии, позволяющие самостоятельно зарабатывать деньги. Но нужны первоначальные инвестиции. На местах зачастую просто не заинтересованы в развитии экономики своих территорий, поскольку при существующей системе межбюджетных отношений получается, что чем лучше сработаешь, тем больше налогов и сборов уйдет в центр, будь то центр федеральный или региональный. Между тем опыт многих развитых стран показывает, что делегирование части функций столицы имеет не только политический, но и экономический эффект. Не случайно сегодня именно президент В. В. Путин заговорил о некотором «разоружении» Москвы. Государственную думу предлагает перенести в Санкт-Петербург, Счетную палату — в Нижний Новгород. Почему бы и нам в отдельно взятом регионе не провести эксперимент. В действительности, Рыбинск может стать локомотивом не только для собственного развития, но и для развития других муниципальных образований области. Заставит как законодательную, так и исполнительную власть больше внимания уделять местным проблемам. Несомненно, здесь присутствует и политический момент. Во-первых, грядет преобразование областного парламента за счет того, что одна часть депутатов будет выбираться, как сейчас, в одномандатных округах, а другая — по спискам политических партий. Это, а также запрет на совмещение выборной муниципальной должности с депутатской работой, направлено на то, чтобы сделать депутатский корпус более профессиональным, более независимым от исполнительной власти. А географическое разделение ветвей власти лишь укрепит их политическое разделение, зафиксированное в российской Конституции и необходимое для существования механизма сдержек и противовесов, для выработки оптимальных решений. Во-вторых, Рыбинск может избавиться от не очень приятного для себя статуса «младшего брата». Ведь город в интеллектуальном плане мало в чем уступает Ярославлю. Много рыбинцев сегодня составляют костяк политической и экономической элиты региона. Автор законопроекта подчеркнул нашему корреспонденту: «Я не уверен, что политическая элита области готова на такие серьезные изменения и придание второму городу области Рыбинску политического статуса, но всем здравомыслящим людям понятно, что Рыбинск должен быть под неустанной опекой одной из ветвей власти, так как объективно своими силами город справиться с экономическими проблемами не сможет. Будет развиваться Рыбинск — будут развиваться другие муниципальные округа, в том числе и Тутаев. Ушло время зарабатывать очки на трудностях двухсотпятидесятитысячного города, а пришло время ответственных решений и конкретных действий, направленных на то, чтобы выживающий город превратить в благополучный. За это мы будем бороться». Независимо от того, какая судьба ожидает данный законопроект, Андреев, сам того не подозревая, создал два прецедента: во-первых, всколыхнул общественное мнение, и, видимо, на следующих выборах во все уровни власти в Рыбинске тема предания некогда купеческому городу особого статуса станет выигрышной; во-вторых, Ян Андреев первым из числа самых богатых и состоятельных людей области, живущих в Ярославле, реально встал на защиту интересов жителей районов области и сельской местности.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям