Профсоюзный лидер похож на канатоходца

Cентябрь 1987 года. Кипят политические страсти, создаются рабочие организации, неформальные объединения, так называемые инициативные группы содействия перестройке, дискуссионные клубы, народные фронты… Ярославль сотрясают митинги. Волею судеб одной из самых горячих точек митинговой активности становится ЯМЗ.

В ТРУДОВОМ коллективе разворачивается полемика о принятии нового графика работы — речь идет об отмене рабочих суббот. В инженерных кругах ведутся дискуссии о технической политике руководства. А сколько желающих придать процессу нужную тенденцию и заработать себе политические дивиденды закрутилось вокруг заводского коллектива — не пересчитать! Пока идеологи ЯМЗ предпочитали сидеть в уютных кабинетах и агитировать друг друга за советскую власть, нужны были лидеры, способные направить высвободившуюся энергию в позитивное русло, не дать возобладать разрушительным тенденциям. Это должны были быть люди, обладающие опытом работы с трудовым коллективом, те, кого рабочие могли с уверенностью называть «своим», те, кто смог бы устоять и под давлением администрации, и под напором сиюминутных требований толпы. Именно тогда проявил себя председатель профкома ЯМЗ Вячеслав Марченко. В это сложное время коллектив нескольких заводов (ЯМЗ, ЯЗТА, ЯЗДА, ТМЗ) выдвинул его в качестве лидера — которого не спустила сверху администрация, не навязали политиканы — для защиты интересов трудящихся. Надо сказать, что Вячеслав Марченко к драматическому периоду жизни моторного завода заслужил авторитет и уважение. С 1970 по 1975 год он возглавлял совет молодых специалистов, впервые под его руководством было организовано строительство жилых домов для молодежи, разрабатывались и осуществлялись программы социальной защиты работающей молодежи. Долгие годы Вячеслав Васильевич возглавлял сложнейшее производство с его активным, что называется, боевым коллективом — литейный цех N 6. А в профсоюз он вступил, еще обучаясь в Одесском политехническом институте, и, вероятно, даже не догадывался, что впоследствии станет председателем крупнейшей в Ярославской области профсоюзной организации, объединявшей помимо ЯМЗ заводы топливной и дизельной аппаратуры, Тутаевский моторный и экспериментально-ремонтный заводы, Ростовский агрегатный завод, трест «Автодизельстрой», совхоз «Революция». В тот период Вячеслав Марченко сумел установить партнерские взаимоотношения между трудовым коллективом и работодателями, наладить конструктивный диалог, приведший, в конечном итоге, к позитивным результатам. Ни разу ни перед кем не прогнувшись, профсоюзный лидер гибко разрешал кризисные ситуации, которых тогда было более чем предостаточно. Не будет преувеличением сказать, что он сыграл не последнюю роль в том, что ни на день не было остановлено одно из крупнейших в стране предприятий. Для объективности стоит отметить, что в это время — когда уже не проливались золотые дожди из орденов и медалей — Марченко был отмечен медалями ВДНХ и государственными наградами за «продуктивную работу с различными формированиями и движениями (советы трудовых коллективов, рабочие клубы, альтернативные профсоюзы)». Подчеркнем, до сих пор большая редкость, когда награда присуждается за профсоюзную деятельность. Трудно поверить, но Вячеслав Марченко, несмотря на колоссальную занятость на производстве, находил время для развития и самосовершенствования. В 1992 году в Московском институте им. С. Орджоникидзе защитил кандидатскую диссертацию, затем стал доктором психологических наук, получил звание профессора. Можно сказать, Марченко — истинный знаток, инженер человеческих душ. Не случайно Вячеслав Васильевич стал директором уникального центра социального развития «Автодизеля», а в последнее время является заместителем генерального директора «Автодизеля» по кадрам. В 2000 г. профессор Марченко был избран академиком Международной академии психологических наук, членом Балтийской педагогической академии. В 2002 году по результатам независимых исследований вошел в список лучших российских директоров по персоналу. 26 ОКТЯБРЯ должны состояться выборы председателя совета профсоюзов Ярославской области. Кто станет председателем — важный вопрос, потому что позиция председателя во многом определит русло, в котором будет развиваться взаимодействие трех сторон: работодателей, власти и наемных работников. Будет ли это конструктивное сотрудничество или, не найдя точек соприкосновения, договаривающиеся разойдутся по разные стороны баррикад, будет ли работа облсовпрофа направлена на реальную заботу об интересах трудящихся или станет разменной картой в игре по удовлетворению амбиций председателя, будет ли областной совет пассивным, ничего не решающим органом или под руководством вновь выбранного «главного профсоюзника» сможет проявить себя как действенный инструмент — все будет зависеть от личности того, кто возглавит осиротевший после смерти Юлия Щеглова облсовпроф. Что бы мы ни говорили, но на сегодняшний день, несмотря на десятилетие «несоветской» жизни, профсоюзы остаются реальной силой, объединяющей сотни и тысячи работников разных специальностей. Более того, после открытия границы и появления возможности познакомиться с укладом жизни передовых стран мы своими глазами увидели, что и при развитом капитализме без профсоюзов — как формы защиты интересов трудящихся — не обойтись. Ведь как ни крути, но 90 процентов нас с вами — не рантье, не собственники, не хозяева производств, а работники, другими словами, наемная рабочая сила. По одиночке мы вряд ли сможем отстоять насущные интересы: повышение зарплаты вслед за галопирующей инфляцией, социальные гарантии, выполнение обязательств работодателями в плане охраны труда, причитающихся компенсаций, льгот и проч. Поэтому так важно иметь человека, который сможет отстоять интересы трудящихся перед лицом власть имущих — не заискивая перед ними и в то же время не вызывая отторжения и противодействия. Профсоюзный лидер в чем-то похож на канатоходца, балансирующего на тонкой проволоке между прямо противоположными интересами, но точно знающего, куда он идет. С одной стороны, профсоюзный лидер должен быть человеком бывалым, что называется, из простых. Было бы странным, если бы профсоюз алюминщиков вдруг возглавил Олег Дерипаска, далекий от нужд и забот обычных людей. Профсоюзный вожак, по определению, — человек, который трудности жизни знает не понаслышке. С другой стороны, профсоюзный вождь должен обладать набором качеств первого лица: уметь отстаивать свою точку зрения, держать удар, сочетая сильный характер, кругозор, интуицию и способность просчитывать перспективу, чтобы на равных общаться с властью и бизнесом. Про дипломатические навыки умолчим, это подразумевается само собой. Наконец, обязателен опыт профсоюзной работы, поскольку специфика должности такова, что человек без должного опыта вряд ли может эффективно взаимодействовать и с трудящимися, и с работодателями. Надо сначала повариться в этой каше, чтобы потом, самому встать к плите. Короче, нужен профессионал. P.S. Кстати, на расширенном профкоме «Автодизеля» предложение о выдвижении Вячеслава Марченко на должность председателя областного совета профсоюзов было встречено аплодисментами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page