15 августа 2002 года совет директоров РАО «ЕЭС России» заслушал принятый rомитетом по вопросам реформирования порядок укрупнения и образования оптовых и территориальных генерирующих компаний и создания межрегиональных сетевых компаний на базе магистральных сетей региональных энергетических компаний.Миноритарные акционеры энергетических компаний почувствовали, что их акции превращаются в дым.
Напомним, что согласно базовому варианту реформирования (он был одобрен cоветом директоров РАО в марте) предполагалось разделить региональные компании путем выделения производящих энергию мощностей в генерирующие компании, а сетевые активы — в региональные сетевые компании. Этот вариант был согласован с целым рядом субъектов Федерации, миноритарные акционеры тоже соглашались с ним без особых затруднений, поскольку такая схема реформирования выглядела достаточно прозрачной. В дальнейшем предполагалось провести и так называемое межрегиональное укрупнение компаний одного профиля деятельности. Это вызывало у акционеров уже гораздо больше опасений. Их пытались убедить, что мелкие р компании более ограничены в возможностях привлечения инвестиций и зависимы от кредиторов. Но ясно, что любого инвестора (и акционера) интересует не столько величина компании, сколько ее финансовое положение и качество управления. А какую аналитику он может получить по компании, искусственно созданной из десятка других компаний с различными показателями? И кто даст гарантии того, что укрупнение не повлечет дестабилизации в работе даже ранее устойчивых структур? Несколько успокаивало то, что процесс межрегионального укрупнения планировалось провести не сразу, а вторым этапом, последовательно и с учетом цивилизованных механизмов принятия решений. Акционеры рассчитывали получить возможность ознакомиться с предложениями об объединении, проанализировать состояние объединяемых компаний и исходя из этого принять решение об эффективности объединений. Обнародованное 15 августа решение cовета директоров перечеркнуло эти планы. Базовый вариант реформирования отправлен в корзину. Вместо этого создаются межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК), а потом в ходе реорганизации АО-энерго будут выделены юридические лица, единственными активами которых станут акции ММСК. Региональные власти и миноритарные акционеры могут теперь сказать: «Без меня меня женили». Ведь при этой схеме все жизненно важные вопросы решаются не общими собраниями акционеров, а лишь советами директоров региональных энергетических компаний (т. е. по сути самим РАО «ЕЭС»). Дело в том, что в существующих компаниях магистральные сети занимают менее 50 процентов балансовых активов, тогда как в их Советах директоров представители РАО «ЕЭС России» составляют большинство. Вот и получается, что РАО сможет принимать решения, фактически игнорируя всех остальных акционеров АО-энерго. Некоторые миноритарные акционеры АО-энерго уже попытались просчитать для себя последствия такой операции РАО. Например, в Центральный регион входит 21 энергетическая компания. Значит, доля каждой в уставном капитале соответствующей ММСК может составить в лучшем случае 1/21 (или 4,76 процента). А доля РАО составит около половины (47 — 49 процентов) уставного капитала. Если же учесть, что в Центральном регионе находится такой гигант, как ОАО «Мосэнерго», то доли остальных региональных энергосистем и миноритарных акционеров в ММСК даже не хочется подсчитывать. Вопрос, что называется, на засыпку: кому нужны при таком раскладе акции региональных энергетических компаний, лишающихся реальных активов (магистральных сетей) и получающих вместо них акции ММСК? Если говорить о дивидендах, то получается, что нынешние миноритарные акционеры, например, Ярэнерго в будущем смогут рассчитывать лишь на получение дивидендов от дивидендов ММСК, хотя никому не известно, какими они будут и будут ли вообще. На росте курсовой стоимости миноритарному акционеру нажиться тоже не грозит, а уж тем более продать свой пакет стратегическому инвестору. Да и откуда он возьмется, если государство намерено сохранить контроль над сетевым бизнесом? Итог принятого в РАО решения представляется вполне определенным. Менеджмент РАО «ЕЭС России» придумал еще один изящный способ изъятия прав собственности у законных владельцев. А миноритарные акционеры АО-энерго чувствуют себя словно за карточным столом при игре с ловким профессионалом, который по ходу игры сам придумывает и меняет ее правила, да еще держит в рукаве запасной комплект козырей. И акционеры уже задумываются: а не пора ли сказать «пас» — бросить карты и выйти из игры, сохранив хотя бы те деньги, что еще остались… Непонятно только, как все это сочетается с первоначально заявленной целью реформирования — повышением эффективности энергосистемы и привлечением инвестиций. Откуда же при такой игре возьмутся инвесторы? Похоже, что инвестиции придется заменять повышением тарифов, а это коснется уже не только миноритарных акционеров энергетических компаний, но и всех граждан России. И в результате такой реформы недовольных может оказаться еще больше, чем в итоге памятной всем приватизации. Можно, конечно, надеяться, что правительство РФ еще «поправит» действия менеджеров РАО. Но нужно ли ему это?