Гараж — как много в этом звуку…

Какая-то напасть обрушилась на автовладельцев Заволжья. Из гаражей все чаще начали пропадать автомобили.

С недавних пор для моего знакомого Александра Петрова тема угона стала актуальной. Однажды утром перед его потрясенным взором предстал пустой гараж. «Десятки» как не бывало! Александр даже не помнит сейчас, ставил ли автомобиль на сигнализацию. Кстати, он почему-то так и не удосужился машину застраховать. Как сам признается, жил в блаженном неведении. Даже не подозревал о той опасности, которой каждый день, точнее каждую ночь, подвергалась его машина. Ей было три года, сто тысяч километров пробег. Это сейчас в голове целый рой мыслей и версий о том, что можно было бы сделать, а теперь нужно виноватого искать. Как положено, заявил в милицию. Показалось, что там прониклись и достаточно деятельно взялись за это дело. Приехали, сфотографировали протекторы, сняли отпечатки пальцев. Объехали весь район в поисках каких-либо следов машины. Увы! МИФОЛОГИЯ УГОНОВ Странное дело — как много товарищей по несчастью за короткое время обрел Александр. Ведь теперь он ездит в общественном транспорте. Оказывается, столько историй на злобу дня можно услышать на остановках! Почти все мужики сходятся в одном: если правильно вести себя, то есть надежда, что автомобиль вернется. Орудуют, скорее всего, группы спецов. На это указывают некоторые обстоятельства. Все проходит очень гладко и тихо. Машина пропадает без следов. «Заказана» именно она, поэтому ничего больше в гараже не берут. Был случай, когда украли машину и не взяли ни одной бутылки дорогой водки — в гараже стоял целый ящик! Кстати, во дворе у Александра в ту злопамятную ночь стояли две «Волги» и «Жигули». Их не тронули. НА ВЗАИМНОМ ДОВЕРИИ Кто-то занимается четко отлаженным бизнесом по нехитрому плану. В течение месяца после кражи жди звонка. По телефону или в дверь… В начале августа у одного жителя Заволжья угнали «Волгу». Через две недели хозяину позвонили и сказали, куда нужно принести две тысячи долларов, если он хочет получить назад машину. На месте по мобильнику он получил указание, куда положить деньги. Затем — где ковырнуть землю. Поковырял носком ботинка — увидел ключи. Повезло?.. Еще одному мужику вернули таким образом «девятку», но за полторы тысячи. Бывает, в дверь звонит незнакомец. «Давайте деньги и забирайте свою машину. Ничего больше не знаю, мне какие-то мужики заплатили пятьдесят рублей, попросили пригнать…» В милицию сообщать об этом не рекомендуется. В противном случае не видать машины как ушей своих. Возвращают автомобиль целым-невредимым, без единой царапины, в полном комплекте, с автомагнитолой. Это одно из негласных правил бизнеса. Говорят, оно строго соблюдается — иначе люди потеряют к бандитам доверие… КРАЖИ ПО-БРАТСКИ Все несчастные автовладельцы несчастны по-разному. Гаражи заводского поселка на Алмазной, в частности кооператива «Братск», не всегда используются по прямому назначению: кто-то за неимением машины хранит в них овощи и различные заготовки на зиму — варенья, соленья и прочее. В последние годы бичом для владельцев гаражей стали мелкие кражи. Впрочем, в милицейские сводки они навряд ли попадают по простой причине — потерпевшие о них не заявляют. Владимир, оторвавшись от какого-то ремонта в его металлической коробке, показывает мне заново заваренные после кражи петли на дверях гаража и новый замок. Было дело — кто-то ножовкой подпилил петли, вдавил дверь. Со стареньких «Жигулей» сняли колеса, вытащили автомагнитолу… Никуда обращаться не стал — надежды нет, что найдут вора. Хотя колеса жалко. Пытались бороться с этим злом. Сами организовывали ночные дежурства. Поначалу это помогало, но как только «караул» снимали, сразу же начинались покушения на гаражи. У людей здесь настроения пораженческие: во всех гаражных кооперативах воруют, ничего с этим не поделаешь… В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО РОЗЫСКУ Начальник штаба Заволжского ОВД подполковник милиции Ольга Лазарева не разделяет пессимизма жителей Заволжья. Она считает, что обращаться в милицию стоит. Независимо от суммы материального ущерба. Ведь бывает так, что украденное находят, а кому возвращать, не знают. Да и «хищника» привлечь к ответственности нельзя. В конце минувшего года нашли на 2-й Больничной восемь пар колес — от грузового и легкового автомобилей. А хозяев обнаружить не удалось. Что касается украденных машин, сложилась система их розыска: данные о них по заявлению заносят в компьютерную базу — сначала в областную, а через сутки розыска в федеральную. Это, считают в Заволжском ОВД, должно внушать надежду пострадавшим автовладельцам. Есть гаражи — есть проблема. Пятьдесят гаражных кооперативов по городу не шутка. Проблема охраны есть, и решать ее нужно комплексно. То есть всем вместе. Это работа оперуполномоченных и участковых по профилактике краж. Это и забота владельцев о сохранности своих гаражей: нужно заключать договоры с вневедомственной охраной или нанимать сторожа, обзаводиться охранной сигнализацией. ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ На самом деле жертвы где-то ко второй неделе утрачивают надежду и веру в возможности милиции и начинают ждать звонка от угонщиков. Это логично — ведь принимаемые меры кажутся водителям неадекватными размаху деятельности, которую развили бизнесмены-угонщики. Отсюда чувство беззащитности. Хотя многих пострадавших нельзя отнести к рядовым гражданам. Среди них — известные в городе люди. Со связями в областном УВД. Но, как заметил Александр, бесполезно — не могут найти даже «Мерседесы», «Лексусы», «Ниссаны». Что уж там говорить о «девятках»-«десятках». Вероятно, на фоне грабежей и убийств, при нехватке кадров кражи автомобилей отходят на задний план. Все время с момента кражи Александр напрягает «серое вещество» и анализирует обстоятельства, которые предшествовали ей. За пару месяцев до того он обратился в одну из фирм, которая занимается ремонтом автомобилей. Совершенно, как он сейчас думает, беспечно вручил и все ключи от машины. Сейчас, задним числом, Александр вспоминает: в помещении помимо слесарей крутились какие-то личности, чьи физиономии могли и должны были заинтересовать милицию. Это один момент. Другое: на окраинах города, а если говорить о Заволжье, то, к примеру, по Прусовской дороге, есть хитрые гаражи. Владельцев их местные жители видят крайне редко. А между тем по некоторым признакам гаражи посещаются… Для чего эти гаражи, какие тайны они хранят? И это не только в Заволжье. Пример привела в разговоре с нами и подполковник Лазарева. В одном из гаражей Кировского района нашли украденный ВАЗ-21099, уже готовый к покраске… От проблемы не отмахнуться. Вон и в Москве за девять месяцев года по сравнению с аналогичным периодом число угонов машин возросло в два раза и достигло семи тысяч. Растет и техническая вооруженность преступников. Пневматические гарпуны, которые пробивают обшивку и разрушают аккумуляторы, чтобы не сработала сигнализация. Аппараты, считывающие код, когда водитель ставит машину на сигнализацию. И прочее. Они вооружаются. Нам пока противопоставить им особо нечего…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям