Ярославский моторный — лидер отрасли

18 октября на Ярославском моторном заводе отмечают день предприятия. И когда, как не в праздник, подвести некоторые итоги, тем более что ЯМЗ встает на ноги, а это значит, что укрепляется экономика области, что у тысяч наших земляков и их семей растет вера в завтрашний день.

ГЛАВНОЕ достижение ярославских моторостроителей последнего вре- мени в том, что за счет реализации российско-белорусской программы по развитию дизельного автомобилестроения и собственных средств они смогли перейти на производство двигателей, отвечающих современным требованиям, в частности, стандартам «Евро-1» и «Евро-2». Именно это повышает их конкурентоспособность и на отечественном, и на мировом рынках. Исполнительный директор ЯМЗ Николай Алексеевич АЛЕКСАНДРЫЧЕВ поясняет: — Если десять-пятнадцать лет назад над Англией висели огромные смоги — туман смешивался с выхлопами автомобилей, и люди буквально задыхались, то сегодня об этом явлении нет и речи. Конечно, о здоровье граждан нужно думать. Россия в этом вопросе отставала от Запада, но Ярославский моторный завод уже не первый год работает над внедрением европейских экологических стандартов. В 1994 году мы сертифицировали двигатель по «Евро-1», в 1997-м — по «Евро-2» и в нынешнем году планируем выпустить несколько тысяч таких практически полностью обновленных двигателей. Вышло в свет постановление правительства России о переходе отечественных машиностроителей на стандарт «Евро-1», а затем — на «Евро-2». Наше производство к этому готово. В планах — освоение «Евро-3» и «Евро-4». РУГОЙ очень важный момент. В свое время успешно вступив в рес-труктуризацию, сегодня ЯМЗ исправно платит налоги в бюджеты всех уровней, стопроцентно рассчитывается по текущим платежам (в месяц около 100 млн. рублей) и потихоньку возвращает долги прежних, трудных для завода лет (30 млн. рублей ежемесячно). Конечно, выполнение ЯМЗ налоговых обязательств было бы невозможно без стабильной ритмичной работы завода, каждого его работника, начиная с инженера, претворяющего новую идею в чертежи, рабочего литейного цеха и кончая сотрудниками маркетинговой службы. — В 2001 году мы произвели 58 тысяч двигателей, объем производства составил более 7 миллиардов рублей. План производства двигателей ЯМЗ на 2002 год составляет 58,5 тысячи, — говорит Николай Алексеевич Александрычев. — Наши основные заказчики — Минский и Уральский автозаводы, комбайновый завод Ростова-на-Дону, Харьковский тракторный и многие другие крупные предприятия России. Наши дилеры работают в сорока регионах России, реализуя продукцию ЯМЗ. Необходимо отметить, что внутренний отечественный рынок стал более стабильным, чем был пять-десять лет назад. Заводскую статистику эффективной работы ЯМЗ подтверждают данные объективных рейтингов. Так, второй год подряд информационное агентство АК&М проводит исследования — «Предприятия, имеющие наибольший вес в экономике России». По опубликованным в газете «Известия» итогам за 2001 год ОАО «Автодизель» занял 41-е место в целом по стране и седьмое место среди предприятий машиностроения, уступив лишь АвтоВАЗу, ГАЗу, КамАЗу и трем оборонным предприятиям, работающим с гарантированными пакетами госзаказов. Причем, уступив, например, КамАЗу по объемам производства, Автодизель выплатил более 298 млн. рублей налога на прибыль. Камский же автогигант по этому показателю имеет абсолютный ноль. Предприятие не только весьма авторитетно в целом по отрасли (коэффициент влияния отрасли на экономику составляет 80), но и в своем регионе дает работу порядка 50 тысячам человек с учетом предприятий-смежников (ЯЗТА, ТМЗ, ЯЗДА, «Фритекс», «Лакокраска» и др.). СЕГОДНЯ ЯМЗ продает свою продук- цию не только в страны ближнего зарубежья — прибалтийские государства, бывшие республики Средней Азии, но и в Ирак, Египет, Сирию, Вьетнам, на Кубу, в Восточную Европу — в Польшу, Болгарию. Заключены контракты на поставку двигателей для большегрузных карьерных самосвалов в Китай. Восстанавливаются прежние связи, нарабатываются новые. И конечно, большое значение для ярославских моторостроителей имеет сотрудничество с Белоруссией. В рамках российско-белорусской программы дизелестроения, благодаря полученному по лизингу новому оборудованию и был создан двигатель стандарта «Евро-2». Сейчас руководство «Автодизеля» работает над проектом нового «малого» дизеля размерностью 102 х 122 мм. Подобного дизеля с объемом один литр на цилиндр до недавнего времени в России попросту не существовало. Из отечественных производителей ярославцы первыми отработали по нему всю проектную документацию и даже создали опытные образцы. Сейчас результаты их научно-конструкторских разработок находятся на экспертизе у австрийских специалистов. Их мнение станет определяющим при решении в «РусПромАвто» вопроса о том, чью разработку запускать в серийное производство в России — зарубежную или ярославскую. Среди других конструкторских достижений ярославские моторостроители могут похвастаться тем, что в рамках российско-белорусской программы выпустили также принципиально новую коробку передач — ЯМЗ-239. Существовавшие доныне КПП не могли использоваться на двигателях стандарта «Евро-2». В 2002 году будет выпущено 1000 новых КПП, не уступающих зарубежным аналогам. Ярославские дизели, которые в 2,5 — 3 раза дешевле зарубежных аналогов, неплохо зарекомендовали себя на зарубежных рынках еще в 70 — 80-х годах. Неприхотливая в обслуживании «восьмерка», которую можно отремонтировать в любых условиях, выдерживает и жаркие безводные пустыни Африки, и разряженный горный воздух. Кстати, хорошие эксплуатационные качества двигателей ЯМЗ, установленных на БТРах, на которых наши ребята несут службу в Чечне, подтверждает сегодня и руководство полка внутренних войск, дислоцирующегося в Ярославле. ПОСЛЕДНИЕ годы подтвердили правильность кадровой полити- ки руководства ЯМЗ, которое ориентировалось прежде всего на сохранение высококвалифицированных кадров и создание на предприятии крепкой профессиональной менеджерской команды. Не случайно международная организация «Бизнес-консалтинг» по результатам маркетинговых исследований присвоила ОАО «Автодизель» звание «Лидер отрасли-2002», а его генеральному директору Владимиру Егоровичу Савельеву за деловые качества и высокий профессиональный уровень — звание «Лучший топ-менеджер — 2002». Издательский дом «Коммерсантъ» опубликовал результаты рейтинговых исследований, согласно которым в сотню лучших топ-менеджеров России был тоже включен Владимир Егорович Савельев, занявший 47-е место. Испытание этим престижным рейтингом успешно прошли еще трое руководителей ЯМЗ: финансовый директор Александр Павлович Глод, начальник управления автоматизированных систем Владимир Михайлович Кокорев и заместитель генерального директора по кадрам Вячеслав Васильевич Марченко. Об успехах в кадровой политике предприятия говорит и такой факт: если еще два года назад ЯМЗ никого не принимал на работу «с улицы», то сегодня предприятие объявило о наборе рабочих в литейные цеха. Да, труд здесь тяжелый, но зато и зарплаты неплохие — 6 — 8 тысяч рублей в месяц. Всего же ЯМЗ ежемесячно выплачивает заработную плату своим работникам на общую сумму 100 млн. рублей. В первом полугодии 2002 года средняя зарплата на ЯМЗ составляла 4500 рублей — самый высокий показатель в машиностроении по Ярославской области. Это при том, что есть работники, зарабатывающие и 10, и 15 тысяч рублей. В канун дня предприятия Николай Алексеевич Александрычев от лица руководства поздравил моторостроителей с праздником: — Я уверен, что большинство работающих на ЯМЗ — это те, кому не безразлична судьба их родного предприятия. Сейчас такое время, когда все — и руководители подразделений, и рабочие — должны понять, что дальнейшая успешная работа завода зависит от работы каждого из них. Только благодаря этому можно достигнуть соблюдения технологической и производственной дисциплины, экономии ресурсов. Все вместе мы решим те сложные проблемы, которые перед нами стоят. Удачи нам всем на этом пути! На снимке: исполнительный директор ЯМЗ Николай Алексеевич Александрычев. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page