Жаркие баталии вокруг законов для селян

Сегодня работники сельского хозяйства области соберутся на торжественное собрание, посвященное Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В связи с этим мы обратились с просьбой к вице-спикеру госдумы Ярославской области Валерию Григорьевичу ШАМИНУ, долгое время возглавлявшему областной департамент АПК, — рассказать о законотворческой деятельности аграрной фракции и защите интересов сельхозпроизводителей.

Аграрная фракция госдумы Ярославской области немногочисленная, объединяет 13 человек, но тем не менее последовательно и активно проводит на всех уровнях политику поддержки селян. — Интересы аграрного сектора в думе представляет аграрная фракция, которая была образована в мае 2000 года, но я считаю, что и остальные депутаты проявляют достаточное внимание к проблемам села, в большинстве своем правильно оценивают обстановку на селе и реагируют на просьбы, которые высказывают депутаты-аграрники. Основной и важнейший финансовый документ, финансовый закон — это бюджет. Аграрники регулярно отстаивают интересы селян, если в 2000 году на нужды села в бюджете было заложено 163 миллиона рублей, то в 2001 году бюджет предусмотрел уже 200 миллионов, а в нынешнем году еще больше — 220 миллионов. Должен признать, что впервые в этом году, когда принимали бюджет, аграрникам удалось «пробить», и губернатор согласился ввести отдельную статью, которая касается сельскохозяйственной техники. Согласно этой бюджетной строчке на лизинг сельхозтехники уже направлено 40 миллионов рублей. На следующий год мы подготовили при участии департамента АПК проект закона «О государственной поддержке и развитии лизинга в агропромышленном комплексе Ярославской области», где речь идет не только о лизинге техники, но и о лизинге племенного скота. Это для нашей области новое перспективное начинание. Предположительно проект закона будет внесен в думу для рассмотрения и оценки уже в первых числах ноября сего года. Наша аграрная фракция выходила в Госдуму и правительство Российской Федерации с просьбой ускорить принятие закона о едином налоге на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Закон в конце концов принят, но, увы, деление налоговой ставки оказалось не совсем удачным. У области должно оставаться 60 процентов, а 40 процентов уходит в Федерацию. Тогда мы обратились и в Государственную думу, и в правительство РФ с просьбой пересмотреть ставки налога, чтобы у субъектов оставалось 75 процентов собранных средств. Обратились, но пока результата никакого нет, хотя наше мнение разделяют все субъекты Федерации. Вы помните, наверное, жаркие баталии прошлого года по поводу Земельного кодекса. Мы заняли свою позицию, и аграрники высказывали ее и на думе, и в печати: не торопиться с принятием этого документа. Очень приятно, что и губернатор пытался убедить правительство не торопиться с принятием кодекса, поскольку земельные отношения на сегодня самые сложные. Мы отправили свое обращение в Госдуму РФ и правительство России, но кодекс все же был принят, и теперь мы пожинаем последствия этого поспешного шага. Для того чтобы кодекс заработал в полном объеме, надо принять на всех уровнях власти 141 нормативный акт. До сих пор не принят закон «О цене земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Мне приятно, что на последней рабочей встрече у ярославских аграриев состоялся продуктивный диалог с промышленниками, в итоге решили рекомендовать Думе при продаже на территории области земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений или сооружений цену земли установить: в городе Ярославле — в размере 17-кратной ставки земельного налога за единицу площади; в остальных городах и поселках — в размере 10-кратной ставки земельного налога и в сельских населенных пунктах и за пределами черты поселений — 5-кратную ставку земельного налога. Этот вариант всех членов временной комиссии устроил, и, полагаю, на следующем заседании областной думы остальные депутаты его поддержат. Наша фракция специально запросила мнение всех 19 глав муниципальных образований, 17 из них дали свои предложения по максимальной ставке цены земли, кратной 17 и 10 величинам земельного налога. Мы обращались и в Госдуму РФ, и в правительство, и к президенту с просьбой любым путем ускорить принятие закона «О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельхозорганизаций и их реформировании». Документ в конце концов принят, он ныне работает, многие наши хозяйства приступили к реструктуризации своих долгов. Я понимаю, что нельзя проблемы сельхозпроизводства рассматривать в отрыве от социальной сферы села. Я имею в виду школы, больницы, детские сады, торговлю. В феврале нынешнего года принят закон «Об официальных гарантиях молодым специалистам, работающим в государственных и муниципальных учреждениях, которые находятся в сельских населенных пунктах». Он дает основания для молодых специалистов получать определенные льготы, и, может быть, это не прямая помощь сельским товаропроизводителям, но для села, для привлечения туда молодых кадров документ очень важный. Аграрная фракция настояла, и губернатор в апреле 2002 года принял решение выделить согласно думскому постановлению полтора миллиона рублей на восстановление разграбленных линий электропередачи на садоводческих участках. В июне сего года мы инициировали обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на безудержный рост цен на нефтепродукты. Только за один год цены на топливо выросли в целом на 70 — 80 процентов при резком снижении цен на зерно и молоко. Однако власть осталась глуха к нашей просьбе. По опыту других областей начали работу над законом «О личном подсобном хозяйстве». Этот закон носит рамочный характер, хотя я считаю, что по личному подворью мы немножко продвинулись вперед. В последние два года те личные хозяйства, которые сдают молоко через сельхозкооперативы, получают дотации на общих основаниях. Это правило, безусловно, надо было распространить и на другие виды сельхозпродукции. Но это все впереди. Во всяком случае, опыт Пермской области, где такой закон уже принят, показал, что люди поверили в то, что мясо и молоко, продукты растениеводства будут востребованы государством. На этой думе, скорее всего, мы утвердим транспортный налог. Вместо действующей раньше системы трех налогов, которые собирали, для того чтобы наши дороги функционировали, ремонтировались, нормально содержались, теперь будет введен единый транспортный налог, согласно которому с одной лошадиной силы — машины, грузовой или легковой, мотоцикла, мотороллера, самоходной техники — будет браться определенная сумма. Пока на стадии второго чтения предполагается, что все сельхозпредприятия, производящие сельхозпродукцию, будут облагаться на тех условиях, что и раньше. За всю самоходную технику — комбайны, бензовозы, молоковозы — сельхозпроизводители не будут платить деньги. Это некое отступление от федеральной нормы, но такое право у нас есть.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям