Большие проблемы средних школ

Школьные проблемы волнуют практически всех жителей области — мы с вами родители учащихся, бабушки и дедушки, не говоря уже о самих работниках учебных заведений, и поэтому 10 октября 2002 года, в день прямой линии «ЗК» с директором департамента образования администрации Ярославской области Татьяной Александровной Степановой, помощником директора департамента образования Лидией Константиновной Никоновой и начальником отдела развития дошкольного и общего среднего образования департамента администрации области Светланой Викторовной Астафьевой, телефоны звонили, не переставая ни на минуту.

О САМОМ НАБОЛЕВШЕМ — Татьяна Александровна! До какого времени в Тутаеве будут задержки с выплатой зарплаты, и когда будет выплачена задолженность за методическую литературу за 1997 — 2000 годы? ТИТОВА, председатель профкома средней школы N 3 Тутаева. Татьяна Степанова: — По заработной плате ситуацию знаю. Вы в курсе, наверное, что я выезжала в начале июля к вам в связи с тем, что не были выплачены отпускные? Мы разобрались. Отпускные в конечном итоге выплатили. На сегодняшний день задержка с выплатой зарплаты в ряде округов сохраняется, поэтому принято постановление администрации области — это было 25 сентября — о переводе образовательных школ на нормативное финансирование государственного образовательного стандарта. Имеется в виду, что с 1 января 2003 года заработная плата и часть средств на обеспечение учебного процесса будут выплачиваться из областного бюджета целевыми денежными средствами через органы управления образования. Эти средства не будут растворяться в общем потоке денежных средств, которые идут из областного бюджета тому или иному району. Они будут расходоваться только по назначению и находиться под постоянным контролем департамента образования. — А до 1 января? — До 1 января бюджет утвержден. Я не имею права ничего изменять. Теперь по задолженности по методлитературе. Сейчас нам дано указание администрацией области разработать предложения по реструктуризации долгов. Мы свои предложения подготовили, направили в областные финансовые органы. Предполагается, что частично средства будут выделяться из областного бюджета. — Когда же все-таки учителя будут получать достойную заработную плату? Евгения Юрьевна МАСЛОВА, учитель начальных классов, Ярославль. — Проблема повышения заработной платы учителю для нас является приоритетной. Педагог за свой труд должен получать достойную заработную плату. Департамент постоянно выступает с предложениями на региональном уровне о повышении заработной платы педагогам. Эти предложения находят поддержку в администрации области, и мы в дальнейшем рассчитываем на поддержку. Что касается кардинального решения вопроса, подождем новых федеральных документов в 2003 году. — Как считают среднюю заработную плату учителя по области? По телевидению прозвучала цифра — 2800 рублей. Откуда она взялась, если ставка по высшей категории 1720 рублей за 18 часов? Галина Павловна ЗИМИНА, Ярославль. — Заработная плата педагогических работников в среднем по области рассчитывается областным комитетом государственной статистики на основании ежемесячных отчетов по форме П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движения работников», представляемых муниципальными округами области. Что касается цифры — 2800 рублей, здесь учитывается и повышение на 2 разряда за стаж, и 25-процентная надбавка за работу в сельской местности, 15 — 20-процентная за специфику образовательного учреждения. Педагогическая нагрузка одного учителя в среднем по области составляет 1,5 ставки. — Если школа работает в режиме эксперимента, то положена ли 15-процентная надбавка учителям за экспериментальную площадку? Марина Петровна ЗУЕВА, Ярославль. — В соответствии со ст. 32 и 54 РФ «Об образовании» установление доплат и надбавок, а также определение их размеров является компетенцией образовательного учреждения. В связи с этим школа при наличии средств вправе самостоятельно установить любую доплату или надбавку, в том числе и за работу в режиме эксперимента. Максимальные размеры доплаты и надбавки не ограничиваются. — В одной из ярославских школ директор заявила учителям, что во многих школах города установлена фиксированная оплата за классное руководство. Экономия от этого идет на премии тем классным руководителям, кто работает лучше. Имеет ли директор на это право? Светлана МУРЗИНА, Ярославль. — В соответствии с законом РФ «Об образовании» руководитель образовательного учреждения разрабатывает и утверждает совместно с профсоюзным комитетом или советом образовательного учреждения положение о доплатах и надбавках, в котором указывается, кому, в каком размере, в каком порядке и за какие дополнительные виды работ производится выплата этих надбавок и доплат. В соответствии с данным положением производится оплата труда работников образовательных учреждений. Как правило, размеры доплат и надбавок, в том числе и за классное руководство, устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу работника. — Как можно поддержать материальную базу школы? Как работать с родительским фондом — по договору? Олег Сергеевич, член родительского комитета, Ярославль. — В настоящее время материальная база образовательных учреждений требует дополнительной поддержки. Существенные позитивные изменения уже произошли. В прошлом учебном году компьютеризирована большая часть сельских школ. В этом году получают компьютеры городские и поселковые школы области. Ряд школ получил финансовую поддержку администрации области на подготовку к началу учебного года. Дополнительно выделено во втором полугодии из областного бюджета 10 миллионов рублей для улучшения условий проведения образовательного процесса. Территориальные администрации МО также изыскивают все возможности, чтобы создать условия в школах для качественной организации учебного процесса. Большую помощь оказывают родители. Мы считаем, что для законного взаимодействия школы и родителей должен создаваться родительский фонд. Создается он по решению совета, конференции школы. Должен быть открыт отдельный счет у школы. А самое главное — расходование средств должно быть прозрачным и контролироваться родительской общественностью. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ — В инструкции по подготовке и участию выпускников городских общеобразовательных учреждений в едином государственном экзамене 2002 года в п.1.2 сказано, что единый государственный экзамен проводится для желающих участвовать в конкурсе в вуз. Имеют ли право выпускники гуманитарных классов отказаться от участия в едином экзамене? Если нет, то какова их судьба, если они получат двойку? Как учитываются результаты экзаменов для гуманитарных классов, если участие необходимо? Если участие обязательно, то укажите, пожалуйста, точно, на основании какого документа, ведь этот экзамен — эксперимент. Вводиться он будет повсеместно в 2005 году? Людмила Григорьевна, доцент университета имени Демидова, Ярославль. Светлана Астафьева: — Во-первых, решение о том, что в едином государственном экзамене будут участвовать все школы Ярославской области, принято на совместном заседании коллегии департамента образования и совета ректоров вузов, поэтому в эксперименте по одному предмету — математике — примут участие все школы Ярославской области, выпускники всех 11 классов: гуманитарного, физического и т.д. Отрабатывается технология проведения единого государственного экзамена, в том числе и в гуманитарных классах. Предполагается, что будет особая шкала при выставлении отметок этим ученикам, так как у них на преподавание математики было выделено меньше часов, это будет учитываться. Теперь по поводу двойки. Любой выпускник должен иметь обязательный минимум знаний по математике. Есть приказ Министерства образования, в котором сказано: если ребенок получает неудовлетворительную оценку на экзамене, то отметка, которая пойдет в аттестат, будет выставляться по годовой. За год тройка, за экзамен двойка — в аттестат тройка. Если за год четверка, за экзамен двойка, то будет выставляться средняя оценка — тройка. Все это будет прописано, все доведено до родителей и до учащихся. Если мы говорим об учениках гуманитарных классов, то им в вуз математику сдавать не нужно. Его тройка не сыграет никакой роли при поступлении. Если, конечно, у него не будет итоговой оценки двойки по математике, но тогда он вообще не будет допущен к итоговой аттестации. Такие условия созданы в целях поддержки выпускников, их защиты от непредвиденных ситуаций. — Соответствует ли уровень знаний, получаемых учащимися в общеобразовательных школах области, тем стандартам, которые требуются при поступлении в вуз? Светлана Игоревна ЧЕРЕПАНОВА, Ярославль. Татьяна Степанова: — Вопрос не совсем понятен. Вы хотите спросить: адекватна ли оценка, которую получает ребенок в школе, оценке при приеме в вуз? — Да. Например, мой ребенок всегда получал по физике пятерки, а при поступлении в вуз больше тройки ему не поставили. — Сегодня это одна из тех проблем образования, которую надо решать — неадекватность или неравноценность оценки школьной и оценки при поступлении в вуз. С этим я согласна. Причина в том, что и учит, и оценку ставит один учитель. И понятно, что в данной ситуации субъективный фактор, то есть личное мнение учителя, играет роль, поэтому у нас сейчас начал работать областной центр оценки контроля качества образования. Система независимого контроля еще не полностью вошла в нашу жизнь. Предполагается, что в дальнейшем она охватит всю учебную деятельность, и к этому мы должны быть готовы. Вы, наверное, слышали о том, что со следующего года вводится на территории области единый государственный экзамен? Смысл его введения в том, чтобы ребенок, оканчивая школу и поступая в вуз, сдавал один раз экзамен независимой комиссии, тем самым сохраняя свое здоровье и время. — А если мой ребенок сейчас учится в колледже, он тоже будет проходить тестирование? — Вы имеете в виду, если будет после колледжа поступать в институт? — Да. — Если он захочет поступать в институт, то напишет заявление относительно того, что просит включить его в состав учащихся для участия в едином государственном экзамене. Он в этом году поступил у вас? — Нет. Он второй год учится, а закончит на будущий год. — У нас в области будет только один единый экзамен — по математике. Какая направленность колледжа, гуманитарная? — Нет. Он учится на программиста. — То есть как раз математика ему и будет необходима! — Когда будет введен единый государственный экзамен и в каких конкретно школах? Владислав КРУТИКОВ, будущий выпускник, Тутаев. — Введение в России единого государственного экзамена определено концепцией модернизации образования, принятой правительством РФ. В данный момент для отработки содержания и технологии ЕГЭ в нашей стране проводится эксперимент. В 2002 — 2003 учебном году в нем примет участие Ярославская область, но только по одному предмету — математике. Эксперимент в области будет проводиться во всех общеобразовательных школах. Дата введения ЕГЭ повсеместно в РФ пока неизвестна. Это будет зависеть от результатов эксперимента. — Когда будет осуществлен переход на 12-летнее обучение? Насколько он целесообразен? Галина Олеговна ХМУРОВА, Углич. Светлана Астафьева: — Окончательное решение вопроса о введении 12-летнего образования состоится после обсуждения результатов эксперимента, который проходит во всех регионах России, не ранее 2005 года. ГЛАВНОЕ — МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ — Кто и по каким критериям определяет рейтинги школ в области? Наталья Сергеевна ПЕЧЕРНИКОВА, Ярославль. — На сегодняшний день система еще четко не отработана. Вообще должна быть и государственная система контроля, и общественная составляющая в виде попечительских советов. Она пока еще не развита так, как должна быть. Сегодня, наверное, самое главное — это мнение родителей о качестве знаний своих детей. Ведь не секрет, что в Ярославле, других городах области есть школы, которые пользуются спросом, куда идут с особым трепетом и даже удовольствием, а есть ряд школ, к которым отношение отрицательное. Поэтому сегодня главное — это мнение родителей. — Что вы можете сказать о том, что, по словам заместителя начальника городского управления образования Валентины Малютиной, «на сегодня в Ярославле сформировано единое городское образовательное пространство, поэтому переход школьника из одной школы в другую стал не чрезвычайным происшествием, а обычным делом». Когда же такой переход был невозможен и почему? Валентина Ивановна ЕРЕМЕЕВА, Рыбинск. — Сегодня действительно родители могут выбирать школу, в которой бы они хотели обучать своего ребенка, независимо от ее местонахождения. Такие случаи в последние годы встречаются гораздо чаще, чем 5 — 10 лет назад. Связано с тем, что сегодня школы стали более открытыми для родителей, менее привязанными к определенному микрорайону. 10 лет назад все учащиеся были закреплены за конкретными школами, и переход был ограничен. — Сегодня в школах области как грибы плодятся классы с различными уклонами: музыкальные, спортивные, краеведческие, экологические и т. д. Часто потом они через какое-то время прекращают свое существование, расформировываются. С какой целью они создаются и оправдывают ли эту цель? Нина Ивановна СКВОРЦОВА, Ярославль. Светлана Астафьева: — Открытие в школах классов различного направления основывается на потребностях родителей и учащихся, а также с учетом материально-технических и кадровых возможностей школы. В этих классах ребята кроме обязательных общеобразовательных предметов изучают предметы определенного направления (за счет вариативных часов учебного плана). В рамках концепции модернизации образования в старшей школе планируется переход на профильное обучение. Ребенок и его родители смогут выбрать тот профиль обучения, который позволит ученику подготовиться к поступлению и дальнейшему обучению в средних специальных учебных заведениях и вузах. Опыт создания классов с различными уклонами будет использован при формировании в недалеком будущем профильной школы. — Как происходит отбор в профильные классы? Иван Иванович, отец, Ярославль. — Обычно профильные классы в школах открываются в старших классах. Прием в эти классы осуществляется по заявлению детей или их родителей. При приеме обязательно учитываются способности и наклонности ученика к изучению предметов данного профиля. Перед приемом в профильные классы администрация школы, педагоги должны провести беседу с учащимися и их родителями, чтобы разъяснить все особенности обучения по программам профильного класса. ДИРЕКТОР В ШКОЛУ НЕ БЕРЕТ — Имеет ли право директор школы не принимать ребенка в 10-й класс, если он проживает в микрорайоне школы? Мальчик учится с тройками. У нас школа N 26 на Блюхера, нам сказали, что с тройками не возьмут в 10-й. Елена Матвеевна БАЛУЕВА, Ярославль. Татьяна Степанова: — Это незаконно. У вас есть право выбора. Единственное, на что надо обратить внимание, — на возможности вашего ребенка освоить программу 10-го класса. Принять-то примут, а дальше, когда пойдет материал, который не усваивается учащимся, интерес к учебе падает, и дети в этот период могут бросить школу. Надо поговорить с ребенком заранее. Сходить в школу, познакомиться с программой, узнать, что изучают в 10-м классе, оценить свои возможности. Если все-таки решите, а директор вам откажет, то вы можете обратиться в отдел образования Дзержинского района, и там все отрегулируют. Ни одному выпускнику 9-го класса, имеющему аттестат об основном общем образовании, не может быть отказано в обучении в 10-м классе. Право каждого получить общее среднее образование закреплено в Конституции РФ. Исключительным случаем, когда директор школы не может удовлетворить заявление ученика об обучении в 10-м классе, является отсутствие в нем свободных мест. В данном случае директор школы и орган управления образования муниципального округа должны найти возможность обучения ребенка в другой удобной для него школе. ПРОГРАММ МНОГО — УЧЕБНИКОВ МАЛО — Сейчас много различных методик обучения, вариативных программ, учебников разных авторских коллективов. Волен ли учитель выбирать, по какой системе ему работать? Галина Николаевна НИКОЛАЕВА, учитель, Ярославль. Лидия Никонова: — В соответствии с законом РФ «Об образовании» учитель самостоятелен в выборе методик обучения, учебных пособий. Однако он должен понимать, что работает не изолированно, а в образовательном учреждении, которое реализует определенную образовательную программу, утверждаемую педсоветом, имеет в наличии фонд учебников. Учитель должен соотносить с этим свои намерения. — Могут ли оказать негативное влияние на психику ребенка, на его здоровье смена учебника, школьной программы при переходе в другую школу? — Мы не имеем результатов специального исследования влияния на психику ребенка смены учебников, систем обучения. Однако определенный дискомфорт, конечно, возникает, так как каждый учебник имеет свою авторскую концепцию изложения материала. При помощи учителя, родителей это легко преодолимо. Состояние ребенка при переходе его из одной школы в другую зависит от многих причин. Анализировать надо исходя из конкретного случая: одни дети легко переходят из одного коллектива в другой, другие испытывают затруднения. — Школы переходят на новые учебники. Один комплект стоит 500 рублей. Денег на приобретение их школьным библиотекам не выделяют. Как быть? Ирина ИХТЕРЕВА, Рыбинск. — Школы должны работать только по учебникам, которые входят в федеральный перечень, утвержденный Минобразования России. Безусловно, он обновляется. Но говорить, что школы полностью переходят на новые учебники, нельзя. Многие учебники являются традиционными, они имеются в библиотеках школ. Однако у некоторых учителей появляется желание начать работу по новым комплектам, не считаясь с имеющимся фондом и возможностями родителей. Мы считаем, что учитель замену учебников (полную) должен решать совместно с родителями и при их согласии. Денег из областного бюджета самим школам на приобретение учебников никогда не выделялось. Их закупки ведутся централизованно на основании заявок школ. Издательства не работают с отдельными школами, а в розничной торговле учебники дорогие. Департамент будет расширять объемы закупок и обновлять фонд учебников с учетом новых комплектов. — Учебниками детей должны обеспечивать или нет? Бабушка учащегося школы N 47 Ярославля. Татьяна Степанова: — Вообще бесплатными учебниками как таковыми мы не должны обеспечивать, но с учетом того, что сегодня в семьях нет необходимых средств, чтобы купить эти учебники, в области есть специальная программа по обеспечению учебниками. В этом году на 7 миллионов рублей мы направили учебников в образовательные учреждения. К сожалению, не по всем предметам предложили нам учебники и не по всем уровням образования: что-то для начальной школы, что-то для среднего звена. ИЗДЕРЖКИ СИСТЕМЫ — В «Золотом кольце» 12 сентября этого года опубликована статья депутата Госдумы Анатолия Грешневикова «Воруют и пьянствуют в системе образования» об управлении образования Борисоглебского муниципального округа. Соответствуют ли приведенные в статье факты действительности, и какие принимаются меры по их устранению? Екатерина Степановна ОРЛОВА, учитель-ветеран, Ярославль. — Статья эта действительно была, и надо сказать, что она вызвала резонанс среди педагогической общественности и среди читателей «ЗК». Но у нас есть оценка работы системы образования области нашим министром образования Владимиром Михайловичем Филипповым, которая достаточно высока. Есть и определенная критика системы образования, которая бывает оправдана, но в данной ситуации, я считаю, статья, которая написана в такой форме, не должна была помещаться на страницах газеты. — Ваше отношение к высказыванию Владимира Путина о перегруженности детей неосновными уроками и необходимости разгрузить школьные программы? Вероника Сергеевна ПЕРЦЕВА, Рыбинск. — Мы поддерживаем позицию о необходимости снижения учебной нагрузки. В настоящее время готовятся к утверждению новые стандарты образования, одной из задач их является разгрузка школьных программ, снятие перегрузки школьников. Все предметы, определенные в федеральном базисном учебном плане, являются обязательными. Предметы, которые не обязательны, определяются школой с учетом пожеланий родителей. Если таковые предметы в школе есть, то преподавать их или нет, решает школа совместно с родителями. — В нашей школе нет подготовительной группы для больных детей. Ребенка с астмой заставляют заниматься на уроках физической культуры в основной группе, после таких занятий он, естественно, заболевает. Почему не во всех школах есть подготовительные группы, и как решается этот вопрос? Надежда Александровна ШЕСТАКОВА, Ярославль. — Подготовительные группы для занятий физической культурой создаются по приказу директора школы при наличии определенного количества детей, имеющих заболевания. Если нет возможности создать такую группу, то ребенок должен заниматься с классом, но по особой программе. Если для вашего ребенка не созданы необходимые условия, обратитесь к администрации школы или в управление образования муниципального округа. — Родители жалуются на дороговизну услуг охранных фирм. Сейчас вроде мэрия Ярославля создала муниципальное охранное агентство, в том числе и для охраны школ. А деньги с родителей на охрану продолжают собирать. Татьяна Викторовна КОНОНОВА, Переславль. — В настоящее время охрана школ частными фирмами организуется по инициативе и за счет родителей, средств на охрану школы образовательные учреждения не имеют. Безопасность жизни взяли на себя родители, что является весьма распространенным во многих странах. К сожалению, это вынужденная мера в наше беспокойное время. ПРОБЛЕМЫ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ — Какова дальнейшая судьба школы в деревне Заячий Холм? Елена Михайловна ОБРЕЗОВА, Гаврилов-Ямский район. — Школа в Заячьем Холме постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского МО реорганизована в начальную школу — детский сад. Департамент будет предлагать включить данный объект, то есть здание для начальной школы — детского сада, в программу строительства на ближайшие годы при условии долевого участия в финансировании области и округа. В старшие классы дети доставляются автобусом в школу Гаврилов-Яма. — У нас несколько вопросов возникло по поводу перехода на финансирование из федерального бюджета. Работники школы-сада N 191 Ярославля. — Минуточку. А вас разве переводят на финансирование из федерального бюджета? — Такая информация поступила, что с 1 января. — Я поясню: эта информация неправильная. С 1 января вводится нормативное финансирование государственно-образовательного стандарта общего среднего образования, то есть речь касается только школы. Если вы финансируетесь и по второй части, т. е. по саду, то это не будет касаться детского сада. Средства как поступали из муниципалитета Ярославля к вам, поскольку Ярославль — это самодостаточная территория, так они и будут поступать, не из федерального бюджета. Но регион определил тот минимум норматива, ниже которого финансировать общеобразовательные школы нельзя. Объясню почему. Сегодня очень много задержек с выплатой зарплаты по муниципальным округам, на сам образовательный процесс средства не выделяются. Этот норматив предусматривает и зарплату, и средства на обеспечение учебного процесса: канцелярские расходы, средства на приобретение пробирок, например, для кабинета химии, препаратов и т. д. Ниже этой суммы финансировать будет нельзя, а выше — пожалуйста. Остается право учредителя, а им у вас является муниципалитет Ярославля. Мы надеемся, что с введением нормативного финансирования положение в образовательных учреждениях несколько улучшится. — Еще вопрос: по учреждениям типа начальная школа — детский сад так и нет стабильного штатного расписания. Когда оно будет? — Это не функция департамента. Это обязаны решить федеральные власти. Сейчас очень быстро нарабатывается нормативная база. Я считаю, к концу этого учебного года должны появиться необходимые документы. — Сын и сноха — студенты. Ребенку 1,5 года. Как устроить ребенка в ясли? Нина Николаевна ШИЛОВА, Ярославль. — Где вы живете? В центре? Им нужно подойти в отдел образования Кировского района к инспектору по дошкольному образованию. Оставить ему заявление, и он предложит возможные варианты на сегодняшний день. — Имеет ли право начальник управления образования Пошехонского МО Мякина вопреки их желанию изменить режим работы данного дошкольного учреждения с 12 часов до 10,5? Родители воспитанников детского сада N 7, Пошехонье. — Изменение режима работы образовательного учреждения может быть осуществлено только на основании постановления главы администрации муниципального округа (учредителя). В настоящее время ДОУ N 7 Пошехонского МО работает в режиме 12-часового рабочего дня, как и прежде. Вопрос о переводе детского учреждения на новый режим работы прорабатывается. Интересы детей и сотрудников будут учтены. — В детских садах области в настоящее время работают платные кружки. Кто определяет размеры родительской оплаты и официальность их деятельности? Ольга Николаевна, Мышкин. — Любая платная деятельность, в том числе и в детском саду, должна осуществляться сверх установленных государством образовательных стандартов, в соответствии с уставом образовательного учреждения и по желанию родителей. Официальность их определена уставом. Размеры стоимости платных услуг определяются образовательным учреждением. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям