Слазь! которые там дармоеды, кончились ваши льготы

Недавно по двум маршрутам в Заволжском районе двинулись первые, выражаясь технически, автобусы большой вместимости, законными владельцами коих являются не разные там ПАТП, а вполне конкретные и очень даже физические лица.

СОБЫТИЕ, между прочим, и впрямь знаковое, ибо знаменует собой вторжение частного капитала в ту сферу бизнеса, которая и по сию пору считается убыточной. Нынешние проблемы городского транспорта в основных своих чертах имеют много схожего с реформой ЖКХ в целом. Суть вопроса не столько даже в абсолютном уровне цен и тарифов, сколько в том, что все-таки делать с так называемыми льготными категориями потребителей, которых и там, и там как минимум от половины до двух третей от общего количества. Именно поэтому пресловутые маршрутки не могут здесь служить показателем: они потому и выгодны для частника, что в маршрутках льготы, как известно, не действуют. Обещают, что в «больших» атобусах эти льготы сохранятся для всех установленных законом категорий пассажиров. Вот в это как раз верится с большим трудом. В сущности возможны только два варианта: либо мэрия заключает с частным владельцем договор, по которому компенсирует выпадающие доходы от перевозки льготников, либо обе эти стороны приходят к опять же негласному консенсусу в том, что в эти автобусы льготников будет все-таки разрешено под тем или иным предлогом не пущать. Естественно, что договор по первому варианту появится в любом случае. Проблема лишь в том, кто реально за это будет платить и сколько именно. В конце концов, пассажиры у нас, в том числе и льготники, считаются очень и очень приблизительно, так что во власти совершенно конкретного столоначальника будет как занизить цифру, так и завысить ее же. Все будет сделано по закону, но в результате понятливый предприниматель озолотится за казенный счет, а непонятливый вылетит в собственную выхлопную трубу. Угадать с трех раз, какое такое волшебное средство будет использоваться в подобных ситуациях для поиска взаимовыгодного консенсуса? К тому же родное государство наше славно тем, что по своим обязательствам платит более чем необязательно, да еще и в очень урезанном объеме. Так что, скорее всего, частный автобусовладелец пыль глотать намучается, по удачному выражению президента Путина, бегая по инстанциям в попытках все же получить положенную компенсацию. Если бы с этим все было так просто, то у тех же АТП, ПАТП и прочих не было бы никаких проблем ни с обновлением парка, ни с зарплатой водителей. Значит, более вероятен вариант, при котором город будет постоянно в долгу у коммерсанта — хозяина маршрута. Следовательно, ему придется идти на те или иные уступки. Вот тут-то второй вариант и выплывет. Начнутся ограничения по перевозке льготников. При этом выбор возможных более или менее законных мер практически беспределен. Скажем, льготы могут отменяться в период с шести до десяти утром и с трех до семи вечером. Или установить квоту для льготников на каждую поездку: сидят в данном автобусе три льготника — и привет, остальные подождут. Или оставят на день три бесплатных рейса, и жди себе с утра до сумерек, пока не посинеешь. Потому что в любом случае ни один частник себе в убыток работать не будет. Другой вопрос — зачем мэрии эта морока. Мэрия тоже оказалась в безвыходном положении, вот что надо понимать. Еще год-два, и муниципальный общественный транспорт попросту исчезнет, если сегодня не предпринять каких-то срочных мер. Опыт с маршрутками показал: пусть лучше будет коммерческий автобус, чем никакого. С другой стороны, есть и понимание того, что так или иначе, но льготы придется сокращать, причем весьма резко. Дело не только в автобусах или общественном транспорте в целом. Гораздо важнее, что таким вот способом можно попробовать прощупать и подходы к решению проблем реформы ЖКХ. Формально действующие льготы сохраняются, но одновременно выделяются сектора и участки, которые переводятся на коммерческую основу. А вот здесь уже за все только наличными. Параллельно и отчетность улучшается. Потому что с чисто финансовой точки зрения лишение потребителя льгот сегодня означает фактическое единовременное повышение цен не менее чем наполовину. Именно поэтому, кстати, частные маршрутки с такой готовностью согласились работать по тем же тарифам, что и муниципальные. То есть цены те же, но доход вдвое больше. И на «большие» автобусы будет та же конкуренция и тот же индивидуальный подход. Прибыль тоже. Понятно, что все это приведет к той же ситуации, какая уже сейчас существует на междугородных маршрутах, где льготы действуют. Несчастных ветеранов либо не берут вовсе, либо обращаются с ними как с дармоедами. Кстати, если кто пожелает особой наглядности, то достаточно вспомнить про наши все еще бесплатные образование и — особенно — здравоохранение. Все там вроде по закону и за бесплатно, но ежели не заплатишь, то себе же дороже обойдется.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page