Вот тебе, бабушка, и юрьев день

Незаметно сгустились грозовые тучи над профессиональными водителями. Тихой сапой в проект нового Трудового кодекса, в статью о полной материальной ответственности наемных работников, внесли незначительную на первый взгляд строчку: в случае совершения административного правонарушения наемный работник несет полную материальную ответственность.

ЖЕСТЯНКА — ЖИЗНЬ Если ты, водитель, допустил административное правонарушение и при этом повредил чужой автомобиль, например, последней марки «Мерседес», то тебе не расплатиться с работодателем до конца жизни. Когда малюсенькая вмятина на таком «Мерседесе» тянет на десять тысяч рублей, то более серьезные повреждения, как-то: смятая дверь, разбитый зад или капот — потянут вместе на 150 тысяч рублей. Печально и то, что судебная практика ужесточается. До последнего времени при расчете величины ущерба, причиненного иномарке, когда сумма начинала зашкаливать за рыночную стоимость самого транспортного средства, эксперты обязаны были дать заключение об экономической нецелесообразности ремонта иномарки. И сумма ущерба принималась равной рыночной стоимости автомобиля. Это было вполне в духе Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств РД 337.009.15 — 98, главного руководящего нормативного акта в работе каждого автоэксперта. И поэтому нередки были случаи полюбовного решения проблемы с возмещением ущерба: виновник брал битую иномарку, а потерпевшему возмещал ее рыночную стоимость. Виновник мог продать побитую машину и снизить тем самым для себя размер материальных потерь. Мог разобрать все на запчасти и продать. А нынче среди судейства стали раздаваться мнения о том, что собственник автомобиля, пострадавшего в аварии, может выбирать вариант возмещения ему ущерба в полном отрыве от материальных интересов виновника ДТП. Налицо полная абсолютизация прав собственника. Его, дескать, не должны волновать ни материальные проблемы виновника, ни тот факт, что ремонт экономически нецелесообразен. И если складывается ситуация, когда рыночная стоимость иномарки 3,5 тысячи долларов, а ремонт ее обойдется в пять, то виновник и обязан выплатить потерпевшему именно эти 5 тысяч долларов. Против подобной трактовки прав собственника есть обоснованные возражения: частный собственник живет в обществе, и реализация его прав не должна наносить излишнего вреда другому гражданину, даже если этот гражданин очень нехороший и является причинителем вреда его собственности, в нашем случае виновником. Тем более что в статье 10 Гражданского кодекса следующим образом говорится о пределах реализации гражданских прав и обязанностей: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах». А как иначе, кроме злоупотребления правом, можно назвать действия собственника, когда он требует возместить ему ущерб разорительным для виновника способом? ПОДКАРАУЛИТЬ ДТП Но боюсь, мнение первое перевесит в судебной практике. Нетрудно предугадать, какие последствия это будет иметь. Прежде всего это разорительно для транспортных организаций и предпринимателей — владельцев источников повышенной опасности. Дорогостоящих иномарок стало много на дорогах, а еще дороже их ремонт. Ситуации, когда вместо 3,5 тысячи долларов к транспортной организации будут предъявлять требование о взыскании 5 тысяч долларов, начнут нарастать как снежный ком. И поверьте, всегда найдутся ловкачи, использующие судебную практику для пополнения кармана. Выгодно будет «подставляться»: берешь старенькую иномарку и караулишь на дороге. Это будет разорительно и для профессиональных водителей, к которым будут предъявляться регрессные иски со стороны юридических и физических лиц, у которых профессиональные водители работают по найму. А профессионалу приходится выезжать при любой погоде и дорожных условиях. Причем не всегда докажешь факт, что в столкновении виноваты дорожные службы, забывшие, как следует присыпать гололед. НЕ ПРОГАДАЙ Наши нынешние рекомендации прежде всего обращены к водителям-профессионалам. Совет при найме на работу: поинтересуйтесь, застраховал ли работодатель свою гражданскую ответственность перед третьими лицами на случай причинения ущерба транспортным средством. В соответствии с новым Трудовым кодексом работодатель обязан заключить с вами трудовой договор. Попытайтесь определиться с размером вашей материальной ответственности и оговорите сумму в тексте трудового договора. В трудовом коллективе водителям необходимо активно участвовать в составлении коллективных договоров и воздействовать на свои профсоюзы, чтобы пункт об ограничении материальной ответственности был внесен в текст коллективного договора. При этом не слушайте ссылки на Трудовой кодекс — в коллективных договорах могут быть пункты, которые улучшают положение наемного работника по сравнению с действующим законодательством. И материальная ответственность может быть ограничена какой-то суммой. А совет к руководителям транспортных организаций следующий: объединяться надо и вырабатывать общую линию поведения. Все соображения и предложения по данному вопросу направляйте по адресу: редакция «Золотого кольца», рубрика «Водитель — автомобиль — дорога».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям