Не зря барановский наотрез отказался приехать

Несколько десятилетий назад, когда решали вопрос, где разместить здание ТЮЗа, прозвучало предложение выстроить весь комплекс в центре Северного жилого района, в Брагине. Возражение было такое: не будет аншлагов. В результате соорудили комплекс в центре древней части города, при этом снесли довольно интересные старинные здания, которые придавали своеобразную романтическую ауру этой части Ярославля.

Думаю, если бы внимательно прислушались к тому предложению, то не пришлось бы сносить древние здания старинной застройки. Северный жилой район получил бы не только культурный центр, которого так ему не хватает, но и оригинальное здание, оживившее его довольно скучную планировку. На мой взгляд, так проектировать в древнем городе, уничтожая его облик, недопустимо. Так можно делать только в городе, где нет старины, среди современных зданий. Каждый год город теряет по нескольку древних сооружений. Только в этом году, совсем недавно, сожжены два редких памятника деревянного зодчества в стиле модерн (почти полностью уничтожен дом Поздеева — архитектора, построившего часовню Александра Невского). А ведь улица Терешковой, бывшая Голубятная, где стояли эти дома, была одной из немногих, где очарование старины особенно привлекало туристов. Сейчас там стоят обгоревшие фасады домов, а вокруг ветер разносит мусор. Не улица, а городская помойка. И никого за это не наказали. Отвечать, видно, некому. Во дворе, среди домов на улице Собинова стоит редкий памятник промышленной архитектуры XVIII века. Это одноэтажная палата колокололитейного завода. Нашелся инвестор, который оплатил проект реставрации уникального здания. Спонсор готов был оплатить и саму реставрацию. Восстановленное в облагороженном дворе, это здание стало бы одним из памятников архитектуры, привлекающее туристов, и украсило бы улицу. Но не стало. Жильцы решили, что крыша будет закрывать им вид на двор. Но зданий не бывает без крыш. Да и раньше крыша была. А сейчас стоит это здание без крыши, продолжает разрушаться и вскоре, очевидно, погибнет, пополнив список утраченных памятников истории и культуры Ярославля. А вот совсем свежий пример уничтожения древнего сооружения. На улице Комсомольской, 8, стоит старинное здание, которое завершает перспективу торгового переулка. Здание двухэтажное, с аркой, фасады украшены фигурными наличниками. И вдруг над этим старинным зданием стали водружать третий этаж (архитектор Богородицкая). Тяжелые металлические балки возникли над домом. После воздвижения третьего этажа здание потеряет свою первозданность, нарушатся пропорции, и вместо памятника рубежа XVIII — XIX веков город получит несуразный новодел. Известно, что бережное отношение к памятникам архитектуры зависит от общей культуры страны. Парадоксально, но именно в годы революционных потрясений принимались декреты об охране памятников истории и культуры. Так было в эпоху французской революции, когда в 1793 году был принят декрет об охране культурных ценностей. Так случилось и в России. Один из первых декретов был об охране памятников истории и культуры, а в 1918 году в Ярославле организовано действующее и по сей день реставрационное учреждение — Ярославская реставрационная комиссия во главе с Петром Барановским. Под его руководством было спасено немало памятников архитектуры. И когда в 30-х годах начали сносить древние сооружения, Петр Дмитриевич Барановский навсегда покинул Ярославль, и сколько его потом, в годы «оттепели», ни просили, наотрез отказался приехать. Есть еще один способ погубить памятник — это морально его уничтожить. Дело в том, что памятники архитектуры — произведения искусства, как правило, лучшее, что осталось нам от прошлого. Они украшают древний город. Вспомним церковь Ильи Пророка, вокруг которой стоят памятники старины XVII — XX веков, Богоявленскую площадь, которую украшают башни Спасского монастыря и храм Богоявления, и другие. Сейчас появилась угроза их застройки. Постепенно скрывается за стенами новых строений ярусная колокольня Никитской церкви. Кстати, таких колоколен в Ярославле всего две, вторая — колокольня лучшего памятника XVII века — церкви Иоанна Предтечи, застроенной заводским сооружением. Однажды, должно быть сгоряча, главный архитектор города заявил: «Площади будем застраивать!» Начали с площади Труда, но уже идут разговоры о застройке площади Волкова, якобы после разборки гостиницы купца Кокуева она, площадь, стала больше, чем надо, и театр на ней потерялся. Это неверно. После реконструкции театра в 1967 году театр увеличился в объеме вдвое против первоначального. Так что с размерами площади все в порядке. Но дело в том, что уменьшать ее в объеме хотят за счет пристройки нового здания к Знаменской башне. Мало того, что оно закроет едва освободившийся восточный фасад — единственно не закрытый поздними пристройками, есть угроза, что новое сооружение будет далеко не лучшей архитектуры. «Мы еще не готовы проектировать новые сооружения рядом с шедеврами древности», — заявил на обсуждении в Союзе архитекторов известный ярославский архитектор Крутов. И правильно заявил.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page