Экстрим становиться привычкой

Предвижу, в каком пренебрежении многие мужчины- автолюбители скривят губы. Как! Опытом езды в зимних условиях хочет поделиться женщина?! Ну и не читайте. А если все-таки прочтете, то поделитесь и своими наблюдениями тоже. Пора в конце концов всем автолюбителям, независимо от половой принадлежности, объединяться, и тогда, может быть, у нас будут нормальные дороги. Ну хотя бы такие, на какие мы платим налоги. По крайней мере, на то, чтобы был убран вовремя снег и посыпаны дороги песком, наших налогов хватает с лихвой.

НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ ВОДИТЕЛИ Когда я была в Америке, многие американцы, хвастаясь, говорили, что у них машину водят практически все и чуть ли не с рождения и до глубокой старости, точнее, даже до смерти. Причем это относится и к мужчинам, и к женщинам. Так вот, я хочу вас заверить, что по таким дорогам, как в Америке, у нас бы и младенец, и старик проехал бы. А вот если бы опытного американского водителя заставить пару недель поездить по зимнему Ярославлю, особенно в такую погоду, какая была в январе — то мороз 30 градусов, то оттепель до плюс двух, я просто уверена, что американец быстро бы стал ярым сторонником ходьбы пешком. Впрочем, у нас и пешком ходить по улицам зимой совсем непросто: то голимый лед, то ноги по колено в грязной каше утопают. Но речь сейчас не об этом, а о том, что такое езда зимой в Ярославле. Если честно, то это экстрим. Но не верьте тому, кто говорит, что зимой ездить нельзя, не стоит, трудно и так далее. И летом, и зимой, и всегда и везде у нас есть свои сложности. Летом, например, на дорогах значительно больше машин, и большая часть водителей не соблюдает ни скоростной режим, ни правила. Весной на дорогу выезжает много «подснежников». Так называют тех, кто зимой не ездит, а садится за руль, когда снег сойдет. «Подснежники», между прочим, не меньшая беда, чем гололед. Как правило, «подснежники» не молоды, навыки езды за шесть месяцев у них утрачиваются, а машины их после зимней спячки постоянно ломаются. Едет дедок-подснежник на ржавом «Москвиче» и непременно посередине дороги. Ни обойти, ни объехать, что называется. Вдруг его конь прямо посередине дороги встает как вкопанный. Дедок открывает капот и склоняется над ним в глубокой задумчивости. А на дороге сразу пробка образуется. Водители возмущаются, ругаются, а какой с «подснежника» спрос… ЭХ, ДОРОГИ, ГОЛОЛЕД ДА СУГРОБЫ… На мой взгляд, в зимней езде есть свои преимущества. Во-первых, зимой на дорогах меньше машин. Во-вторых, даже самые отъявленные лихачи ездят аккуратнее: ведь добровольно никому не хочется попасть в аварию. Но в зимней езде есть и свои опасности. Что нужно, чтобы ездить зимой? Прежде всего настроиться. Когда я начинала учиться водить машину, мне инструктор говорил: «Ну, зимой ты, наверное, ездить не будешь». Меня правильно сориентировал тогда брат, к тому времени уже опытный автолюбитель. Он говорил, что летом и так приятно по улицам пройтись, а вот зимой, когда холодно, когда транспорт ходит плохо, в автобусах и троллейбусах все в толстых шубах, всем тесно, машина как раз и нужна. Второе — купить приличные зимние шины, обязательно шипованные. Не верьте тому, кто говорит, что шипы не помогают. Многие мои знакомые, очень и очень опытные водители, попадали в различные ДТП, потому что всего лишь не смогли затормозить на зимней дороге. А не смогли потому, что на колесах не было шипов. Конечно, шипы не панацея, и рассчитывать на то, что они вас спасут в экстремальных ситуациях, глупо, но на разумном скоростном режиме шипы очень даже помогают на обледенелых улицах. Еще совет: не покупайте ярославские шины. Когда мне давали такой же совет, я думала: вот еще ерунда! Все шины одинаковые. И чтобы сэкономить, я купила шины Ярославского шинного завода. Уже через год мне пришлось ставить камеру на одно колесо, через второй — на другое. В мастерской «Шиномонтаж» мне показали, чем плохи ярославские шины. Они расслаиваются изнутри. Приходишь на стоянку, а у тебя колесо спущено. И никаких вроде бы повреждений нет. И даже приборы на шиномонтаже ничего не обнаруживают. А дело именно в расслоении самой резины. Первая зима для меня была особенно тяжелой: меня то заносило, то разворачивало, то я буксовала в сугробах — зима, как нарочно, выдалась очень снежной. Машину я ставила на частной стоянке на улице Рыбинской. Охранниками там служили сплошь тетки преклонного возраста, и стоянку они никогда не чистили, но держали две-три лопаты — для водителей. Сам, мол, застрял, сам и выбирайся. Нервов та стоянка стоила мне больших. Зато с какой благодарностью я ее вспоминала уже на следующую зиму! Именно там я научилась правильно раскачивать машину, чтобы выскочить из сугроба, правильно откапывать снег из-под колес. Однажды еду где-то на окраине города, смотрю, мужик буксует в сугробе: пытался со двора на дорогу выехать и сел прочно. А машин, кроме моей, никаких. Я остановилась и говорю: «Давайте я вам помогу!» А мужик в отчаянии рукой машет: да куда тебе, езжай своей дорогой. Я все-таки его убедила попробовать. Села за руль его машины, а он стал толкать: раз-два, и машина из сугроба выскочила. Мужик чуть не прослезился, стал благодарить, шоколадку большую из машины достал и мне протянул ее со словами: «Не ожидал, не ожидал от женщины». Где, спрашивает, научилась. Я скромно ответила, что на стоянке. Самое интересное, что год от года ситуация зимой в городе повторяется. Сначала снега выпадает мало, и коммунальные службы постоянно рапортуют, что снегоуборочная техника в полной готовности. Потом снега выпадает все-таки много, и снегоуборочная техника почему-то оказывается не готовой. В этом году первую половину января погода была стабильно морозной, и снег прекрасно укатывался и утаптывался, и проблем не было. Но когда началось потепление, снег стал подтаивать, и в этой снежной каше машины не просто вязнут, а тонут. И буксуют, разумеется. Причем не только легковые, но и грузовые. Но финиш начался, когда на дороги Ярославля все-таки вывели снегоуборочную технику, которая работает преимущественно по ночам. И этим обстоятельством коммунальщики особенно гордятся: мы, мол, не мешаем движению транспорта и не создаем пробок на дорогах. Зато какие проблемы создаются утром! Мощная, как позднее выяснилось, военная снегоуборочная техника с дороги соскребает снег и оставляет сугробы по обочинам, завалив все проезды во дворы и на примыкающие улицы. Таким образом очищены все крупные ярославские улицы — Свободы, проспект Толбухина, Советская, Республиканская, Городской вал, Московский и Ленинградский проспекты, проспект Фрунзе. А второстепенные улицы, даже такие центральные, как Рыбинская, Володарского, Некрасова, Победы, не очищаются вовсе. Все машины стоят по обочинам центральных дорог, и город напоминает одну большую парковку, пробраться сквозь которую весьма затруднительно. По центру машины передвигаются со скоростью 30 — 40 километров в час. Проблема начала разрешаться с естественным таянием снега. Самые отважные и самые опытные начали проскакивать во дворы сквозь заметно осевшие кучи снега. Кто-то проскакивал, а кто-то и застревал. Я, например, перед въездом во двор своего дома на проспекте Толбухина представляю себя летчиком на взлетной полосе: набираю скорость, разворачиваю колеса в том направлении, куда надо попасть, и на третьей скорости до упора нажимаю педаль газа. И на всякий случай закрываю глаза (будь что будет!). Чаще проскакиваю, точнее, даже перелетаю через сугроб, но иногда застреваю. Выхожу из машины и начинаю озираться в поисках молодых сильных мужчин. Чтобы вытолкали машину. Больше всего мне нравятся курсанты. Всегда охотно откликаются на просьбу застрявшей в снегу женщины. И быстро выталкивают машину из любой колеи. Если вокруг не оказывается стоящих мужчин, то есть мужчин физически сильных, то я достаю трос, который в зимнее время всегда держу наготове, в салоне машины, на почетном месте, цепляю мощным замком к своей «девятке», а другим концом начинаю кокетливо размахивать. Обязательно кто-нибудь из водителей остановится и предложит помощь. За всю зиму деньги взял с меня только один пожилой водитель, на старой «буханке». Такой классический «шоферюга». Правда, он меня не из снега вытаскивал, а помогал завести. Но это уже другая история. МОРОЗ И СОЛНЦЕ, НО ДЕНЬ НЕ ЧУДЕСНЫЙ Такие морозы под тридцать градусов, как выдались этой зимой, к счастью, бывают не каждый год. Но все-таки бывают. Значит, надо на них и ориентироваться. Специалисты говорят, что одна поездка машины в мороз 25 — 27 градусов на 50 километров равна по износу двигателя 500 — 800 километрам летнего пробега. Еще я слышала, что отказ от поездки на машине в 27-градусный мороз экономит вам примерно сорок долларов США. Не спорю, что мороз вреден для двигателя, но я убеждена, что машина должна служить человеку, а не быть его украшением. Поэтому езжу и в мороз. Женщинам для чего нужна машина? Чтобы совмещать воспитание детей с профессиональными обязанностями и прочими, в том числе и домашними делами. Я заметила, что те дети, которых возят на машине в школу, на гимнастику, танцы, в бассейн и в прочие заведения, болеют значительно меньше, чем те, которых тоже везде возят, но на общественном транспорте. Общественный транспорт — самый большой источник инфекции. Так что, когда мне говорят про экономию сорока долларов, я сразу же думаю о здоровье ребенка. Это важнее. Но, увы, в этом году морозы были настолько сильными, что и мне приходилось не раз пользоваться маршрутками. И опять же неправда, когда говорят, что машина заведется зимой, достаточно заливать хорошее масло. Это, безусловно, первое и необходимое условие. Но замерзают свечи, коробка передач, да и все прочее железо, включая замки. Кстати, попасть в машину в сильный мороз тоже проблема. Даже если сигнализация предполагает автоматическое запирание дверей. Один мой знакомый в свою иномарку все морозы проникал исключительно через багажник. А у меня, наоборот, багажник не открывался. Я купила флакон специальной жидкости для замков, «Анти-мороз» называется. Влила в замок половину флакона. И — о чудо! — ключ вставился. Осторожно повернув ключ, я победоносно начала его вытаскивать. И… половина ключа осталась в замке. Пришлось обращаться к механику и менять все личины. Некоторые советуют применять дедовские методы при замерзании замков: подержать зажженную зажигалку, зажечь газету, полить горячей водой и так далее. Но все это мало помогает современным замкам, чаще всего работающим автоматически от сигнализации. Зато отлично портит электронику. Самое милое дело — шприцем влить в замочную скважину тормозной жидкости. После того как мне сменили личины на замках, я так и сделала, и двери стали отлично открываться в любой мороз. Только багажник намертво примерз к проему. Помню, как 31 декабря я купила елочку и хотела положить ее в багажник. Двое мужчин — продавцы елок — мне пытались его открыть: они буквально машину от земли приподняли, а багажник так и не открылся, хотя ключ в замке поворачивался свободно. Одна моя приятельница- автолюбительница поделилась своим опытом: перед морозами она опрыскивает все дверные проемы обычным «размораживателем», они сейчас в большом выборе продаются в любом автомагазине. Хотя обычно «размораживатели» предназначены для замерзших стекол. Советов, как завести двигатель в 27-градусный мороз, сейчас дается всеми специалистами более чем достаточно. Самый надежный — снять аккумулятор и зарядить его. Но хорошо говорить, у кого машина стоит рядом с домом. А если на стоянке? Опять же с клеммами возиться не всякая женщина может. Я предпочитаю более простой способ: достаешь все тот же трос и ждешь того, кто «дернет». Но «дергать» стоит в том случае, когда при попытке завести машину «схватывает». Единственное, пожалуй, чему я научилась твердо за последние три зимы, в течение которых абсолютно каждый день сажусь за руль, так это вовремя прекращать «насиловать» машину вообще и двигатель в частности. В первое время мои отчаянные попытки во что бы то ни стало завести машину чаще всего приводили к тому, что я сажала даже новый импортный аккумулятор. Тогда меня уже приходилось не просто «дергать», а таскать. Как-то я прочитала у известного автожурналиста Юрия Гейко, как он на веревочке за окном, рядом с градусником, подвешивал прозрачные пузырьки с маслом и тосолом из своего двигателя, а перед походом в гараж встряхивал их. Если текучести жидкостей не было, то готовился к проблемам. Я, конечно, до пузырьков за окном не додумалась, но провела свои наблюдения. До минус 25 градусов у меня машина, как правило, заводится без проблем, особенно если поставить поздно, например, часов в десять вечера, а рано утром, часов в восемь, ее заводить. В минус 27 — 29 я уже знала, что без посторонней помощи не заведусь. А после минус тридцати я даже не захожу на стоянку. Кстати, мужчины более ранимо относятся к этой проблеме. Некоторые мои знакомые по четыре часа на тридцати- градусном морозе пытались завести машину. Причем не настолько она им и нужна была, сколько хотелось доказать свою власть над железным конем: неужели, мол, я да не заведу? Обычно это кончалось плохо не только для машины, но и для самих водителей — они отправлялись на больничный. А ведь машина — она живая, у нее тоже есть душа, и у каждой машины свой температурный порог, как и у человека. Женщины в этом вопросе, конечно, охотнее идут на компромисс. Правда, есть один способ завести машину в любой мороз — сутками не глушить двигатель. Однажды пришлось ехать с ребенком в сильный мороз на такси, а такси оказалось стареньким «Москвичом». Я с изумлением спрашиваю водителя, как ему удается в такой мороз заводить столь непритязательную машину — в это время у нас на стоянке и «мерсы», и «тойоты», и джипы не заводились, и их «таскали». А таксист отвечает: «Так я фактически ее не глушу, самое большее на четыре часа, и двигатель не успевает остывать даже в сильный мороз». И пояснил, что семья у него большая, а работает он один, вот и приходится приспосабливаться к железному коню-кормильцу.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page