Проснулся — встрепенулся и за руль?

На улицах Ярославля работает 400 маршрут-ных такси марок ПАЗ и «Газель», из них только 92 машины — муниципальные, остальными владеют частные предприниматели. Если водителей и машины муниципалов в городских АТП тщательно проверяют перед работой и после нее, то для частников законы как бы не писаны. Обычно частные пазики и «Газели» стоят во дворах домов, где живут водители. Утром проснувшись-встрепенувшись, те садятся за руль и выезжают на маршруты зарабатывать деньги себе, кассиру и хозяину: частному предпринимателю, которому, в свою очередь, надо платить организации, что передала в лизинг машину, платить сотрудникам ГИБДД, транспортной инспекции, налоговой инспекции… Многим! А ведь салоны «пазиков» и «Газелей» не резиновые и по маршруту надо следовать хотя бы создавая видимость соблюдения правил дорожного движения. Потому и получается, что частники просто зарабатывают деньги на перевозке пассажиров. Отсюда и многочисленные нарушения правил дорожного движения, аварии.

В 2000 году в Ярославль хлынул поток частных маршрутных такси. Чтобы с ним справиться, муниципальным властям понадобилось два года. Только в 2002 году в мэрии состоялись два совещания. На них рассматривался один, но очень важный вопрос: обязать частных владельцев маршрутных такси подписывать договоры на медосмотры водителей и техосмотры машин до и после рейса. Медработники должны вести осмотры водителей на городских АТП или на диспетчерских пунктах МП «Яргортранс». Но ведь ежедневно контролировать частников невозможно. И ранее уже было решение обязать их оставлять на хранение и эксплуатацию машины в гаражах АТП. Но решение тихо умерло. Очень небольшое количество частных такси осели на территориях ПАТП-1 и Заволжском АТП. Основная масса, более 200 машин, так и оседают на ночь во дворах домов и на личных автостоянках. Причина: автотранспортные предприятия дерут втридорога с частников за услуги. А для тех важна копеечка, а совсем не правильное хранение машины, важно выжать из маршрутки все до капельки, заработать деньги. Это в АТП берегут и латают машины, но ведь и водителю, и частному предпринимателю на рынке транспортных услуг просто наплевать на машину. Под дождем, под снегом стоит всю ночь, не беда, пока новая и на ходу — заработать деньги, ан нет — вернуть лизинговому хозяину. В Ярославле в лизинг передают машины марки ПАЗ и «Газель» три крупных компании: ЗАО «МИК», АО «Яркамп» и ГУ «Яроблтранском». В 2002 году директор, ныне бывший, МП «Яргортранс» Александр Пережогин добился, чтобы давали лицензии на работу только на новые машины. Это действительно заработало. Сразу количество ДТП с участием маршрутных такси снизилось практически в два раза. И все равно цифры заставляют задуматься. За январь 2003 года уже произошло 4 ДТП с участием маршруток, при которых 5 человек ранены. За прошедший 2002 год зарегистрировано 78 дорожно-транспортных происшествий с участием машин марки ПАЗ и 12 с маркой «Газель». Из них 45 автобусов принадлежат частникам. А всего автобусы, включая и муниципальные, попали в 141 аварию. При этом 4 человека погибли и 58 получили серьезные ранения. За прошлый год задержали 27 пьяных водителей. В январе этого года сотрудники ГИБДД также задержали одного, причем открыли дверцу, а последний вывалился из кабины, настолько был пьян. Водители маршрутных такси не очень соблюдают правила остановки и стоянки машины, в прошлом году было зарегистрировано 99 таких нарушений. 98 раз останавливали сотрудники ГИБДД водителей маршрутных такси за то, что они двигались, не обращая внимания на дорожные знаки. 36 нарушений было зарегистрировано — водители гнали автобусы невзирая на сигналы светофора. 49 машин было остановлено и снято с маршрутов за разные технические неисправности. 10 водителей частных автобусов были задержаны, у них водительские права были не категории «D», как положено, а категории «В» — с правом вождения легковых машин и категории «С» — с правом вождения грузовых машин. В настоящее время специалисты комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля проводят проверку по соблюдению решения по поводу дорейсового и послерейсового медосмотра водителей и техпроверки машин. В середине января уже расторгнут договор с медработником, который проводил осмотр водителей частных маршрутных такси в диспетчерском пункте на остановке «Холодмаш». Он оказался слишком лояльным к просьбам водителей подписать путевой лист. Сейчас там работает другой медработник, более строгий. Кстати сказать, проблема с трезвыми, честными и профессиональными водителями именно категории «D» на право вождения автобусов в Ярославле есть и очень серьезная. Их не хватает, а лучшие водительские кадры на вес золота. В свое время они ушли из городских АТП к частным предпринимателям. Но самые лучшие профессионалы-водители автобусов давно работают не в Ярославле, а в Москве. И получают в 4 — 5 раз больше за свой труд. Зато в Ярославль приехали профессиональные водители из Иванова, Костромы и районных центров области. Такая же серьезная проблема и с медработниками, с которыми, по решению мэра, с 1 июня 2002 года частные предприниматели обязаны подписывать договора. Помимо лицензии на право проведения проверки водительского состава человек в белом халате должен иметь стаж и соответственно опыт работы. Да еще и особую крепость против просьб и умасливания подарками от не совсем трезвых водителей. Много еще проблем у городских властей с маршрутными такси и у частных предпринимателей, которые зарабатывают капитал на рынке транспортных услуг. Но то, что проблемы решаются на уровне мэрии Ярославля, внушает надежду, что этот, несомненно, необходимый рынок транспортных услуг, станет более цивилизованным, надежным и безопасным для пассажиров.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям